«Шершни» Кристина Риччи и Джульетт Льюис жалят и напоминают о прошлом, которое лучше забыть
12 лет назад на экраны вышел фильм «Тело Дженнифер» — сардонический хоррор про чирлидершу в исполнении Меган Фокс, которую принесли в жертву сатанисты из инди-рок-группы.
Девушка отказалась умирать и вернулась с того света одержимой дьяволом, а разбираться с ней пришлось лучшей подруге, которую сыграла Аманда Сейфрид. В 2009 году фильм провалился со страшным треском, едва не похоронив карьеру Фокс (это была ее первая главная роль), постановщицы Карин Кусамы и сценаристки Дьябло Коуди. Сегодня справедливость по поводу той проделки восстановлена. Коуди спас полученный ранее за «Джуно» «Оскар», Фокс вернулась на обложки в качестве герлфренд рэпера Machine Gun Kelly. Кусама же некоторое время пробавлялась режиссером на телевидении, а потом сняла чуть менее спорное «Время спасения» с изуродованной Николь Кидман. В том же 2018 году, в котором вышел этот фильм, «Тело Дженнифер» реабилитировали. Картину признали непонятой феминистской классикой, опередившей время историей про абьюз и женскую силу.
Эта замечательная история моментально всплывает в памяти с первыми кадрами сериала «Шершни» — и дело здесь не только в том, что Кусама значится продюсером и постановщицей пилота шоу. Речь здесь вновь идет о людоедстве и девушках на грани нервного срыва. На сей раз в центре внимания девичья футбольная команда, которая в 1996 году отправляется на соревнования в Онтарио. По пути самолет падает, героини оказываются отрезаны от цивилизации, а в лесах, где произошло крушение, на деревьях вырезаны странные знаки. В то время, как потерпевшие размышляют над стратегией выживания и учатся рубить топором покалеченные ноги, зритель уже знает, что во всяком случае четверо из них вернулись домой. Параллельно с 1996-м действие разворачивается в наши дни. Заучка Шона (Софи Нелисс) превратилась в домохозяйку (Мелани Лински) и мать довольно несносной дочери. Панкушка-оторва Натали (Софи Тэтчер) — в прошедшую реабилитацию, но не справившуюся с демонами женщину (Джульетт Льюис), у которой дома на всякий случай хранится ружье. Чернокожая и целеустремленная Таисса (Жасмин Савой Браун) теперь строит политическую карьеру (и имеет внешность Тони Сайпресс). Ну и наконец психопатичная девочка в очках Мисти (Сэмми Ханратти) обернулась внешне приветливой нимфоманкой с явными маниакальными замашками (Кристина Риччи). О прошлом выживших заставляют вспомнить пришедшие каждой открытки с теми самыми символами с деревьев.
А вспомнить очевидно есть что: уже первые серии обещают странные ритуалы и каннибализм, а авторы открыто говорят, что вдохновлялись «Повелителем мух» Уильяма Голдинга. Изменения, которые претерпел этот классический текст, впрочем, не ограничиваются гендерным составом персонажей. «Шершни» — ни в коем случае не драма с заламыванием рук, а произведение куда более остроумное. Как и в «Теле Дженнифер», здесь полно сознательных цитат, а в целом сериал напоминает не только Голдинга, но «Остаться в живых» или «Оставшихся».
Радость узнавания здесь, однако, не главное — куда важнее детали. Героини здесь подобраны не только исходя из яркости образов, но и с точки зрения гармоничной работы в ансамбле. Школьная жизнь выглядит умеренно глянцевито, но достоверно, в то время как события на острове смотрятся по-настоящему жутко. Очевидно, что «Шершни» ничуть не стесняются вида крови, но не видят в ней и самоцели. Участие Кусамы (которая здесь хоть и не единоличный шоураннер, но все же важный человек), в свою очередь, обещает, что вся эта мистика в итоге сложится не в обманку, а в полноценное высказывание. Учитывая ее прошлый опыт, можно рассчитывать и на то, что со временем и «Шершни» станут культовой классикой.
Фото: Showtime