Всю свою жизнь Питер Фаркухар (Тимоти Сполл) посвятил преподаванию английского языка — сначала в школах, затем в Букингемском университете. Литература составляла буквально всю его жизнь: в свободное время Фаркухар написал три романа, семьи у него не было. Иногда вечерами он засматривался на фотографии молодых спортсменов, но скрывал свою страсть до тех самых пор, пока на закате жизни не познакомился с Беном Филдсом (Инна Хардвик).
Энергичный студент с гордо висящим поверх футболки распятием, Бен быстро завладел доверием Питера. Они подружились, затем обручились. Вскоре Фаркухар начал видеть галлюцинации и стал алкоголиком, хотя в страсти к спиртному ранее замечен не был. В 2015-м Питер скончался, а Бен переехал к его соседке Энн Мур-Мартин (Энн Рид). Ее здоровье тоже начало ухудшаться, и через два года она умерла. Первой Бена в случившемся заподозрила племянница Энн-Мэри (Анабель Шолей). Именно благодаря ей полиция начала расследование и сумела довести его до суда над Беном и его сообщником, тревожным забулдыгой и фокусником-неудачником Мартином Смитом (Конор Макнил).
Дело об убийствах в деревне Мэйдс-Мортон — один из самых громких британских уголовных процессов последних лет. Учитывая, что мода на жанр тру-крайм и не думает уйти на убыль, оно было просто обречено на экранизацию. Вопрос был лишь в форме. Сериал вполне мог быть чистым детективом с полицейскими в центре. Другой вариант — попытка исследования психологии Бена Филдса — монстра, который по размаху своих (большей частью нереализованных, но опрометчиво зафиксированных в дневнике) замыслов вполне может сравниться с чудовищами вроде Джеффри Дамера.
Однако шоураннером «Шестой заповеди» стала Сара Фелпс, прославившаяся «Дублинскими убийствами» и циклом мини-сериалов по мотивам романов Агаты Кристи («Убийства по алфавиту», «Испытание невиновностью», «И никого не стало»). В этих работах Фелпс удалось почти невозможное: показать, что работы великой британки по-прежнему способны будоражить, не довольствуясь ролью ретровиньеток в духе фильмов про Пуаро Кеннета Браны. Сохраняя детективную интригу, Фелпс вынесла на первый план готический сумрак и драматургический психологизм, свойственный романам Кристи. То же самое она проделала и с делом Бена Филдса в «Шестой заповеди». Кстати, выбранное название тоже отлично подошло бы какому-нибудь роману королевы детектива, ведь в каждом из них нарушалась именно заповедь «не убий».
Четыре эпизода сериала различаются по интонациям и смешивают разные жанры. Действие развивается в линейной хронологии: знакомство Филдса с Фаркухаром, соблазнение, гибель, переезд к Мур-Мартин, вторая трагедия. Затем начинается расследование, а финальная серия целиком посвящена суду. Собственно детективная интрига не является тайной, поскольку подробно освещалась в прессе. Однако Фелпс и постановщик «Шестой заповеди» Сол Дибб нагнетают и удерживают напряжение разнообразием манеры съемки и будто случайными недомолвками. Полная картина складывается лишь в самом конце, причем касается это не только обстоятельств преступлений Филдса, но и мотиваций. Речь не только об убийце, сериал подробно исследует психологию жертв и их родственников, которые некоторое время старательно не замечают угрозы. Это история не только жестокой аферы, но и механики самообмана — мотива, который придает внешне бесстрастному повествованию трагическое измерение. Ну а общим знаменателем этой полифонической истории становится правосудие, которое здесь потребовало от своих служителей нешуточного напряжения: совещание присяжных по делу Филдса длилось целых 19 (!) дней.
Фото: ВВС One