Требуются особые смелость и мастерство, чтобы взять в телевизионный проект двух звезд из популярных сериалов, один из которых еще даже не завершился.
Первая — Элизабет Мосс, которая продолжает солировать в «Рассказе служанки», удерживая зрительскую любовь к откровенно забуксовавшему сюжету. Второй — Вагнер Моура, который пока еще не полноценная звезда, зато незабываемо сыграл Пабло Эскобара в «Нарко». Сериал «Сияющие», новая работа этих актеров, не имеет ничего общего с упомянутыми ролями — это не развитие успеха, а попытка для обоих выйти за пределы застывающего в сознании зрителей амплуа.
Действие сериала разворачивается в Чикаго 1992 года. В редакции Chicago Sun-Times служит архивариусом несколько забитая, но все равно яркая Кирби Мазрахи (Мосс). У забитости есть вполне конкретная причина: шесть лет назад на нее напал маньяк, оставивший крестообразный шрам на животе. С этого момента жизнь Кирби (имя пришлось поменять) превратилась в кошмар, и дело не только в посттравматическом расстройстве. Девушка вынуждена записывать в блокнот мельчайшие детали своей жизни вплоть до имени собаки — из-за того, что они имеют свойство внезапно меняться. То квартира оказывается на третьем этаже вместо второго, то мать, с которой она встречалась буквально намедни, сообщает, что не видела ее несколько лет. Ах да, однажды, вернувшись домой, Кирби обнаруживает, что замужем за человеком, который еще вчера был ей просто коллегой. Параллельно в городе находят тело пропавшей пару лет назад девушки, и Кирби моментально узнает в описании приметы поведения маньяка, напавшего на нее саму. Единственным союзником в расследовании для нее становится сильно пьющий и неопрятный, но одаренный журналист Sun-Times Дэн Веласкес (Моура). Тем временем по пятам обоих идет убийца по имени Харпер (Джейми Белл), который впервые встречался с Кирби еще в ее детстве, но с тех пор мистическим образом совершенно не изменился — вплоть до одежды.
Слово «Сияющие» работает на киноманов и поклонников произведений о потустороннем вообще как детонатор интереса — в памяти немедленно возникает Джек Торранс из «Сияния». Аналогия не случайна: роман Лорен Бьюкес, по которому поставлен сериал, сразу после публикации комплиментарно сравнивали с книгой Стивена Кинга. Свойства, которые демонстрируют герои Мосс и Белла, действительно похожи на те, которые проявлял сын Джека Дэнни, про которого Кинг недавно выпустил спешно экранизированный роман «Доктор Сон».
Сходства очевидны также на уровне построения сюжета и интонации. Формально «Сияющие» — до определенного момента скорее финчеровский детектив, который медленно разъедают сверхъестественные нестыковки, ближе к концу получающие невероятное, но логичное объяснение. В этом расползании обыденной логики и заключается главное достоинство сериала. Оказывается, что напитать ужасом можно даже самые заурядные события — просто перемешав в неслучайном порядке их последовательность. Впрочем, не меньше гипнотизирует центральное трио — не только из-за того, что роли в противостоянии постоянно меняются, но и по той простой причине, что Мосс, Белл и Моура — просто отличные актеры, образующие блестящий ансамбль. Хотелось бы, чтобы продюсеры во главе с Леонардо Ди Каприо в будущем придумали для этих троих какую-нибудь долгоиграющую антологию наподобие «Американских историй» Райана Мерфи.
Фото: Appian Way