В самом начале «Собирателя душ» его режиссер Осгуд Перкинс (кстати, сын знаменитого актера Энтони Перкинса, сыгравшего главного психопата-убийцу всех времен Нормана Бэйтса в «Психо» Хичкока) сразу заявляет такой дикий сюжетный прием, после которого гадаешь, как авторы выйдут из положения. Преследуя опасного маньяка, рассылающего жертвам зашифрованные письма и убивающего целые семьи, угрюмая агент ФБР Ли Харкер (Майка Монро) безошибочно угадывает, в каком именно доме из десятка одинаковых на одной улице окопался преступник. Оказывается, агент еще и ясновидящая (напарник Картер в исполнении Блэра Андервуда деликатно называет это хорошо развитой интуицией), поэтому все, что происходит дальше, вызывает не ужас, как было рассчитано, а циничные смешки — агент ФБР раскрывает дела не благодаря опыту и профессионализму, а потому что ей явились знаки.
Плюсы:
— как только на экране появляется Майка Монро, сразу становится понятно, фильм в каком жанре мы смотрим. Актриса, снявшаяся в одном из первых арт-хорроров новой волны «Оно идет» еще десять лет назад, так последовательно играет в фильмах ужасов, будто хочет стать новой «королевой крика» наподобие Джеми Ли Кертис. С одной стороны, это говорит о нежелании делать традиционную актерскую карьеру и показать миру разные грани своих умений. С другой — в этой последовательности есть что-то подкупающее: нарастив себе хоррор-фильмографию, можно стать культовой актрисой с преданной аудиторией;
— в Ли, героине Монро, угадываются намеки на Кларису Старлинг в исполнении Джоди Фостер в «Молчании ягнят», которое сих пор остается вершиной жанра, фильмом, перешагнувшим рамки триллера и получившим «Оскар». Осгуд Перкинс тоже снимает не «просто еще один ужастик». Когда ловят преступника Кобла и Ли понимает, что дело, которым она занимается, оказывается для нее слишком личным, начинают работать совсем другие драматургические механизмы, не свойственные хоррору. Сначала, когда Рут (Алисия Уитт), мать Ли, просто звонит дочери, чтобы, помимо прочего, узнать, молилась ли она сегодня, мы просто думаем, что у героини странноватая мать. Но чем чаще Рут появляется на экране, тем больше фильм обращается к поколенческим проблемам, которые Перкинс решает резко и в лоб;
— главный аттракцион «Собирателя душ» — сильно загримированный, но все равно узнаваемый по уникальной манере игры Николас Кейдж в роли сатаниста Кобла, злодея, существующего в фильме, чтобы увести зрителей по ложному следу. Несколько лет назад после ролей в «Свинье» и «Невыносимой тяжести огромного таланта» Николас Кейдж перешел из категории «обладатель “Оскара”, который испортил свою карьеру всеядностью и неумением говорить “нет” даже самым плохим предложениям», в ранг актеров, само присутствие которых придает любому фильму дополнительные смыслы. То есть Кейдж снова стал модным, что не может не радовать его давних поклонников, страдавших во время просмотра фильмов категории «Б».
Минус:
— в «Собирателе душ» (в кинотеатрах с 25 июля) есть все элементы престижного арт-хоррора вроде «Реинкарнации» и «Солнцестояния» Ари Астера — эти фильмы противопоставляют голливудским фильмам ужасов с бесконечными продолжениями вроде «Крика». Проблема в том, что все эти признаки — внешние, в фильме Перкинса нет главного — логики, общей идеи и смысла. Как именно сатанисты превращали заботливых отцов семейств в убийц, хватавшихся за топор? Ответ «с помощью куклы» не выдерживает никакой критики. Как можно заканчивать фильм, не ответив на естественно возникающие во время просмотра вопросы, связанные с элементарной логикой? Ответ, что фильм намеренно не должен отвечать на эти вопросы и оставлять ощущение недосказанности, оставляет ощущение, что нас просто пытаются надуть.
Фото: Arna Media