Пандемия спутала планы по запуску четвертой фазы киновселенной Marvel. Проекты переносились, а когда выходили — не получали пышного приема, на который рассчитывали продюсеры. Причина в механической выверенности новых полнометражных картин.
Апофеозом тут стали «Вечные» — самый неудачный фильм киновселенной, торжественно проседающий под весом пафоса и простодушия. В то же время флагманом развития стали сериалы. «Ванду/Вижна» хвалили за исключительную формальную изобретательность, «Сокола и Зимнего солдата» — за сходство со «Смертельным оружием», «Локи» — за шизофреническое веселье в духе старой научной фантастики. Ну и за то, что герой Тома Хиддлстона мимоходом упомянул о своей бисексуальности, конечно.
«Соколиный глаз» закрывает телевизионный год Marvel, а реакция на него иллюстрирует усталость аудитории. У сериала худший старт в линейке, да и время выхода не слишком удачное — Disney+ явно нужно было успеть показать «Соколиный глаз» до премьеры «Книги Бобы Фетта». Есть и другая причина. «Соколиный глаз» — первый рождественский проект Marvel. Возможно, именно эта легкомысленность и отвратила заранее многих зрителей — и совершенно напрасно.
Сюжет стартует незадолго до Рождества — первого после событий финала «Мстителей». Клинт Бартон (Джереми Реннер) благополучно отошел от супергеройских дел. Он счастливый семьянин со слуховым аппаратом, заработанным прошлыми подвигами. В свободное время Бартон может даже сходить на Бродвей посмотреть мюзикл про Капитана Америку, тем более что всю эту чушь можно не слушать, выключив аппарат. Так продолжается, пока в новостях не проскакивает информация про человека в костюме Ронина. Бартон сломя голову кидается выяснять, кто присвоил одну из его прошлых личин, и знакомится с Кейт Бишоп (Хейли Стайнфелд) — фанаткой Соколиного глаза и мастерицей стрельбы из лука. Не успевает Клинт опомниться, как они с Кейт уже начинают играть в догонялки с восточноевропейскими бандитами из Мафии в трениках. Рождество в кругу семьи под вопросом. Причем для обоих героев, поскольку жених матери Кейт (Тони Далтон) оказывается замешан в мафиозных разборках и вообще явно не тот, за кого себя выдает.
Стилизованные под бондиану титры с фехтующими силуэтами сразу настраивают на веселый легкомысленный лад. Потом из-за кадра начинает звучать «Щелкунчик» Чайковского, и зритель понимает, с чем имеет дело. «Соколиный глаз» действительно самый необязательный (во всяком случае, по результатам первых четырех эпизодов) проект Marvel. И плюсов в этой ситуации куда больше, чем минусов. Последним проектам франшизы явно не хватало самоиронии. Даже вполне веселенький «Шан-Чи» пытался в последний момент прикинуться высокой драмой. Здесь — ничего подобного.
Герой Реннера — усталый вояка с обаянием Брюса Уиллиса лучших лет. Его напарница в свою очередь хлопочет о непроработанности личного бренда старшего товарища и напоминает лучших героинь из фильмов Джона Хьюза (вроде «Кудряшки Сью», например). Собственно сюжетная интрига здесь, разумеется, вполне копеечная, но это ничуть не портит сериал. Напротив, позволяет сосредоточиться на любовно придуманных деталях. Вот Бартон вынужденно участвует в сходстве ролевиков-фэнтезийщиков. Вот чинит слуховой аппарат. Вот они с Кейт пытаются придумать кличку одноглазой собаке. В принципе, «Соколиный глаз» можно смотреть, даже если вы вообще не в курсе, что происходило во вселенной Marvel последние десять лет. И это обстоятельство, вполне возможно, подарит сериалу долголетие, сходное с тем, которым обладают комедийные боевики категории «Б». Во всяком случае, «Соколиный глаз» — ярчайшее доказательство того, что даже в недрах марвеловского конвейера еще осталось что-то человеческое. Чем не рождественское чудо.
Фото: Disney/Marvel Studios