, 3 мин. на чтение

«Солтберн»: живучий паразит берет измором вялую британскую аристократию

Второй фильм, следующий после режиссерского дебюта «Девушка, подающая надежды», за сценарий которого Эмиральд Феннел получила «Оскар», начинается со звучащего как оправдание признания главного героя. «Я не был влюблен в Феликса», — говорит Оливер Квик (Барри Кеоган), который с радостью принял приглашение богатого наследника Феликса Каттона (Джейкоб Элорди) провести лето в семейном имении Солтберн (фильм снят в замке XIV века с 127 комнатами в Нортгемптоншире в центре Англии).

Едкий триллер о лете, проведенном студентом Оксфорда в гостях у аристократической семьи, стал одним из самых обсуждаемых фильмов этого года, так что Феннел вполне может готовиться к дальнейшим номинациям на «Оскар», если, конечно, «Солтберн» (в британском и американском прокате с 17 ноября, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) не покажется киноакадемикам слишком радикальным. Параллели с «Талантливым мистером Рипли» очевидны, но сама Феннел считает, что «Солтберн» гораздо больше наследует «Возвращению в Брайдсхед», но, конечно, на совсем другом, современном и более циничном уровне.

Плюсы:

— сюжет кажется хорошо знакомым, но он никогда не перестает завораживать. Студент Оливер (для близких просто Олли) даже не мечтает поначалу подружиться с самым популярным парнем в кампусе Феликсом — у сына опустившихся наркоманов (во всяком случае, так он рассказывает) из Мерсисайда нет ничего общего с наследником аристократического рода, живущим в доме как будто из «Аббатства Даунтон». Но сломанный велосипед ведет к знакомству, а потом и к дружбе — для популярного красавчика Феликса, чьи бывшие пьяные девушки падают от отчаяния в объятия Олли, такая юношеская дружба что-то вроде благотворительности. Чем больше жизнь наказывает Олли, тем больше Феликс проникается к нему симпатией. И, как замечает сестра Феликса, разгуливающая по усадьбе в прозрачном пеньюаре нимфоманка Венеция (Элисон Оливер), он «такой настоящий». После того как Олли говорит, что лишился отца, Феликс из жалости приглашает его провести лето в их семейном доме, где мальчик знакомится с хозяином замка Джеймсом (Ричард Е. Грант) и его женой Элсбет (Розамунд Пайк особенно хороша в роли бывшей модели, которая не в курсе, где находится Ливерпуль, и даже гордится этим). Поначалу Олли чувствует себя не в своей тарелке среди людей, у которых принято наряжаться к ужину и которые вытаскивают его на сцену как домашнюю мартышку, чтобы он спел в караоке песню «Rent» Pet Shop Boys о том, что «любит за оплаченные счета». Но вскоре расстановка сил меняется — вырождающиеся аристократы совсем разучились выживать в современном мире, где процветают молодые люди с амбициями и мечтой и абсолютно без морали;

— Феннел собрала первоклассный ансамбль британских актеров, каждый из которых надевает свою социальную маску. Барри Кеоган недавно номинировался на «Оскар» за роль деревенского дурачка в «Банши Инишерина», исполнивший роль золотого мальчика Джейкоб Элорди только что сыграл Элвиса Пресли в «Присцилле» Софии Копполы и даже в маленькой роли подруги хозяйки поместья Памелы снялась Кэри Маллиган — явно в благодарность за номинацию на «Оскар» за «Девушку, подающую надежды». Вместе с Розамунд Пайк и Ричардом Е. Грантом вся эта компания выкладывается на экране с мощью профи на вершине своих возможностей, и им есть что играть;

— в фильмах Эмиральд Феннел нет ничего девичьего. Напротив, это жесткие истории, в которых не торжествует справедливость, а если и торжествует, то еще с чьей стороны посмотреть. В феминистском манифесте «Девушка, подающая надежды» насильники получали по заслугам, но уже после смерти мстившей им главной героини — можно ли это считать хеппи-эндом? В «Солтберне» один из героев — расчетливый убийца, но Феннел совсем его не осуждает, скорее фиксирует процессы, происходящие в западной стране, где премьер-министр индус, а мэр столицы пакистанец, и даже упивается деталями. Вслед на южнокорейскими «Паразитами» Феннел изучает взаимопроникновение противоположных социальных прослоек и следит за тем, кто победит, только в отличие от того же Пон Чжу Хо у нее есть мощная западная литературная традиция, на которую можно опереться — от Ивлина Во до Патриции Хайсмит. Конечно, в качестве социальной сатиры «Солтберн» смотрится поверхностно, но нельзя не отдать должное резкости и азарту, с которым Феннел выносит своим героям приговор — шокирует, но отрезвляет;

— очень смешная сцена, где голый Олли танцует в замке один под «Murder On the Dancefloor» Софи Эллис-Бекстор. Режиссер рассказывает, что сняла 11 дублей без монтажа, и после седьмого Барри Кеоган совсем раскрепостился. Такие сцены становятся мемами и получают даже более долгую жизнь, чем уготованная самому фильму.

Минус:

— как было сказано выше, «Солтберн» простоват, особенно после завышенных ожиданий до просмотра. Ждешь «Великого Гэтсби» XXI века — получаешь жестокий анекдот в смешанном жанре социальной сатиры и готического триллера. Но танец голышом искупает все недостатки. Танцуй, Олли, танцуй.

Фото: Amazon Studios