«Спецназ: Львица» называет цену за героизм на войне
Тейлор Шеридан — шоураннер-многостаночник, будто бы нарочно пытающийся нагнать темпы коллеги Райана Мерфи. Только за последние пару лет у него вышли «1923» с Харрисоном Фордом, «Король Талсы» со Сталлоне и «Мэр Кингстауна» с Джереми Реннером (он уже пошел на второй сезон). И это не считая пятого сезона «Йеллоустоуна» — сериал, вернувший на экраны Кевина Костнера, уже стал по-настоящему культовым и оброс приквелами. Шеридан уверенно освоил все консервативные киножанры: криминальную драму про провинцию, ветеранский боевик и, конечно, неовестерн — в этой области сценарист уже может считаться настоящим королем. Однако всего этого ему мало — на сервисе Paramount+ вышел «Спецназ: Львица».
Речь здесь идет о реальном боевом подразделении американских вооруженных сил. Руководит им полевой командир Джо (Зои Салдана). Очередным рекрутом Джо становится крайне неблагополучная латиноамериканка Круc (Лайсла Де Оливейра). Изнуренная посудомойка, которую избивают дома, вламывается в вербовочный штаб, спасаясь от погони. Поняв, что терять Крус нечего, Джо берет ее в оборот и начинает подготовку к миссии по внедрению в богатое арабское семейство. Тренировки включают не только физические нагрузки, но и пытки, чтобы оперативница не раскололась на допросе. Однако из пролога мы знаем, что Крус провалится, а Джо наведет на ее местоположение ракетный удар.
Для подхватившего «Львицу» из рук другого шоураннера Шеридана этот проект — настоящий выход из зоны комфорта. В мире его прошлых проектов (включая полнометражные типа «Любой ценой») бал правили исключительно мужчины. Это не исключало наличия сильных женских персонажей (вспомним Хелен Миррен в «1923»), но дамы все-таки довольствовались вторым-третьим планом. Кроме того, у сценариста всегда был простор с точки зрения построения сюжета: вестерн (или городской триллер) все-таки достаточно фантазийное пространство. «Львица» же сразу огорошивает зрителя строгостью концепта. Речь идет о реальном боевом отряде, с экрана звучат слова «Россия» и «Украина», а психологические портреты героев можно получить только при очень внимательном просмотре. Второстепенных героев здесь примерно полтора десятка, и большую часть времени камера всматривается в их затылки или в лучшем случае в бороды и темные очки. Режиссером первых двух серий стал Джон Хиллкоут, но по картинке и общей суровости больше похоже не на «Самый пьяный округ» в мире, а на «Превосходство Борна» Пола Гринграсса. Несколько разбавляет напряжение разве что цээрушный куратор «Львицы» в исполнении Николь Кидман. Когда она говорит, как ее раздражает бывший муж, это даже кажется шуткой про Тома Круза — редкий для сериала укол постмодернистской иронии.
Больше всего внимания уделено сложной динамике отношений Джо и Крус. Женщины-военные стараются не давать волю эмоциям, однако в «Львице» перемешана хронология — часть сцен показывает, как Джо проживает травму после рокового ракетного удара. В других руках сериал наверняка получился бы более внятным и поэтичным — в духе, например, блестящего «Снайпера» Клинта Иствуда. Шеридан говорит примерно о том же — показывает, как элементарная человечность оплачивает героизм на поле боя, лишая героев (и героинь) нормальной жизни в мирных обстоятельствах. В этом смысле «Львица» — непростое, но действительно актуальное кино. Не говоря уже о том, что основательные сериалы про военную разведку со звездами (кроме Кидман и Салданы появляется Морган Фримен) сегодня невероятная редкость.
Фото: Paramount+