«Стоунхаус» — не подлец и не герой, просто человек, наблюдающий, как его жизнь летит под откос
Ноябрь 1974 года, Майами. Седеющий джентльмен в небесно-голубом костюме (Мэттью Макфэдиен) отправляется на пляж, аккуратно складывает одежду и входит в воду. Спустя несколько часов его вещи, поверх которых заботливо лежит паспорт, обнаруживают сотрудники гостиницы. Документы говорят, что пропавший — Джон Стоунхаус, бывший английский министр.
Конец 1960-х. Успешный бизнесмен Стоунхаус получил портфель министра авиации и отправляется с официальным визитом в Чехословакию. Здесь его затащила в постель роковая Ирена из комитета по встрече (Иева Андреевайте), а на следующий день Джон уже сидел напротив неприятного сотрудника местных спецслужб Александра Марека (Игорь Гарбузов). Стоунхаус согласился шпионить в пользу Чехословакии, но вскоре выяснилось, что в этом качестве он совершенно бесполезен. Тем не менее через пару лет его допросили в МИ-5, политическая карьера пошла прахом, как и бизнес, долги по которому приблизились к миллиону фунтов. Тут-то Стоунхаус вместе со своей секретаршей и любовницей Шейлой Бакли (Эмер Хитли) решился на авантюру. Обзаведясь документами недавнего покойника, Стоунхаус инсценировал собственную смерть и улетел в Австралию.
Эта вполне реальная история в свое время красовалась на первых полосах британских таблоидов — Стоунхауса обнаружили всего через несколько недель, а затем экстрадировали в Великобританию. В литературе и кино масса подобных сюжетов, но вот об имевших место в действительности известно значительно меньше. Так что совершенно понятно, почему судьба британского политика и пройдохи стала материалом для аккуратного трехсерийного шоу на ITV1.
Режиссером стал Джон С. Бейрд, который уже успел набить руку на историях антигероев в диапазоне от экранизации романа Ирвина Уэлша «Грязь» до спродюсированного Мартином Скорсезе «Винила». Сценарий написал Джон Престон, соавтор Рассела Т. Дэвиса в работе над «Чрезвычайно английским скандалом» Стивена Фрирза. Если бы «Стоунхауса» ставил Фрирз, это наверняка был бы один из лучших сериалов сезона — постановщик умеет быть одновременно остроумным и деликатным, а это именно те качества, которые нужны в этом сюжете.
Бейрд, впрочем, тоже справился вполне достойно. Прежде всего на главную роль выбран идеально подходящий актер. Мэттью Макфэдиен обладает безупречно подходящей харизмой — уютно одутловатый, но в мгновение ока способный перевоплотиться в отчаявшегося пройдоху. Эти его качества уже успешно использовал Джо Райт, отдав Макфэдиену Стиву Облонского — самого плутоватого героя своей «Анны Карениной». Благодаря упомянутым свойствам физиономии Стоунхаусу как бы и не нужен четко прописанный характер. Он действует реакционно — в отношениях с женой и любовницей, в разговорах с начальством, в попытках избежать наказания. Он не подлец и не герой, просто человек, который в какой-то момент не справился с управлением собственной жизнью и вынужден был наблюдать, как она летит под откос. В сериале это движение обозначено в духе авантюрной трагикомедии — к финалу получается и вовсе почти что «Осенний марафон». «Стоунхаусу» немного не хватает остроты и яркости, но все же рассказанная здесь история настолько невероятна, что вполне заслуживает потраченного на нее зимнего вечера.
Фото: ITV Studios