Геннадий Устиян

«Субстанция» с Деми Мур, наверное, самое жесткое высказывание на темы славы, красоты и молодости

2 мин. на чтение

«Субстанция» (в кинотеатрах с 19 сентября), получившая приз за сценарий на последнем Каннском кинофестивале, начинается со сцены, в которой шприц проникает в яичный желток. Из него в свою очередь высвобождается второй желток — так действует подпольное лекарство из названия фильма, оно раздваивает тело, исторгая из первичной матрицы «другого вас» или, так как главную роль играет Деми Мур, «другую вас», более молодого и привлекательного двойника, который позволит «хозяйке» продолжать жить прежней жизнью, несмотря на возраст.

Элизабет Спаркл, героине Деми Мур, исполнилось 50, и продюсеры безжалостно увольняют ее, потому что солистке телегруппы для утренней зарядки не полагается быть старой. То, что происходит дальше, можно считать продолжением традиции сатиры на шоу-бизнес в духе «Бульвара Сансет» и «Все о Еве», только с большим количеством выпавших зубов, отпавших ногтей и других физиологических ужасов, которые могут выдержать только крепкие зрители.

Плюсы:

— ни один мужчина хоррормейкер и не мечтал о той жестокости, с которой французский режиссер Корали Фаржа показывает то, как шоу-бизнес (в данном случае олицетворяемый мужчинами) обращается со своими звездами, стоит им только обнаружить на лице первую морщину. Уволенная Элизабет не находит другого выхода, как начать колоть себе подпольный препарат, благодаря которому в ходе подробно показанных физических страданий обретает двойника Сью (Маргарет Куолли), как бы молодую и свежую себя. Но жизнь ничему ни стареющую, ни юную женщину не учит, и Сью не находит ничего лучше, как занять работу Элизабет, то есть стать ее заменой и перезапустить тот же порочный процесс, бесконечный, как сама индустрия развлечений;

— «Субстанция» смачно бичует сексизм, эйджизм и остальные «-измы», от которых поколениями страдали женщины, но, к счастью, не показывает их святыми. Фаржа спрашивает, кто больше виноват — мужчины, эксплуатирующие женщин и выбрасывающие их на помойку после истечения срока фертильности, или сами женщины, которые, получив оплеуху, поднимаются и остервенело бегут назад под свет софитов. Кто здесь злодей? Отталкивающе показанный продюсер (Деннис Куэйд) или сама Элизабет, готовая истязать свою природу, лишь бы снова сыграть по его правилам? Фаржа одинаково неприятны все, и это и делает ее фильм хорошим;

— «Субстанция» красиво закольцовывает сцену с появлением звезды Элизабет на Аллее славы в начале, возвращаясь к ней в финале;

— начавшись как сатира на шоу-бизнес, «Субстанция» погружается в жанр боди-хоррора с таким людоедским восторгом, что нет сил не смотреть на экран. Кажется, что нет, вы нам это не покажете. Нет, показывают и даже, если можно так выразиться, тычут мордой;

— очевидно, что под названием в оригинале «Substance» имелось в виду не только значение «вещество», но и «содержание», что очень важно для понимания смысла фильма;

— это лучшая роль в карьере Деми Мур, у которой и так достаточно запоминающихся ролей. Ее участие (и энтузиазм, с которым актриса позволяет показать себя уродливой старухой, при помощи грима, разумеется) и придает смысл всему зрелищу. Кажется, это не Элизабет Спаркл переживает драму конца карьеры, а 61-летняя Деми Мур пытается спасти свою — карьеру голливудской примы, которая в 1990-х была самой оплачиваемой кинозвездой в мире, а спустя 20 лет рискующая прозябать на крохотных ролях теть с хорошей фигурой. Деми Мур вернулась в шоу-бизнес именно как актриса, и бесстрашие, с которым она публично позволяет подвергать себя физическим трансформациям на экране, не может не вызывать уважения.

Минусы:

— когда зрители уже давным-давно все поняли, Фаржа вдруг изменяет чувство меры и она продолжает свое бичевание системы, хотя уже давно пора было закончить;

— на экране творится такое, что в кинозале, в котором автор этой статьи смотрел фильм, раздавались не только смешки (что хорошо, все-таки перед нами сатира), но и звук удаляющихся шагов.

Фото: «Вольга»

Подписаться: