«Супруги Роуз»: Оливия Колман и Бенедикт Камбербэтч недостаточно любят и ненавидят друг друга - Москвич Mag
Геннадий Устиян

«Супруги Роуз»: Оливия Колман и Бенедикт Камбербэтч недостаточно любят и ненавидят друг друга

4 мин. на чтение

«Никогда не думала, что зрелище белого мужчины, возвращающего себе утерянную власть, может быть настолько трогательным», — говорит Эми (Кейт Маккиннон), подруга супругов Роуз из фильма Джея Роуча, известного по комедиям «Остин Пауэрс» и «Знакомство с родителями».

Эта шутка, комментирующая жизнь в Америке в 2025 году, тем более интересна, что вписана в старый текст — книга Уоррена Адлера «Война супругов Роуз» вышла в 1981-м и была экранизирована Дэнни Де Вито в 1989-м с участием Майкла Дугласа и Кэтлин Тернер. Новый ремейк «Супруги Роуз» отказался от слова «война» в названии, и это, как и шутка о власти белого мужчины, многое говорит о том, что изменилось в отношениях полов за четыре десятилетия. «Супруги Роуз» в прокате большинства западных стран с 29 августа, в России фильм можно посмотреть онлайн у пиратов.

Плюсы:

— переснимать хорошие фильмы и «портить» их по дороге — так себе идея. Но «Война супругов Роуз» 1989 года не входит в список шедевров мирового кино. Это качественно сделанный коммерческий фильм (в год выхода в прокат он собрал 178 млн только в Америке) с главными звездами того времени Кэтлин Тернер и Майклом Дугласом, которые находились на пике славы. Это скорее документ эпохи, показывающий динамику отношений полов, причем сразу двух десятилетий. Роман Адлера, вышедший в 1981-м, анализировал, как на протяжении 1970-х феминистки добились права, в том числе финансового, не зависеть от надоевших мужей. В 1980-х, которые принято называть материальными, и женщины, и мужчины обсуждали не столько опеку над детьми, сколько кому достанутся дом и посуда (что тоже, согласитесь, крайне важно). «Только вещи обретают ценность со временем, — говорил герой Майкла Дугласа, который перед этим фильмом снимался в другом гимне меркантильности 1980-х “Уолл-стрит”. — Люди со временем только скукоживаются».

Тем интереснее, что Джей Роуч и сценарист Тони Макнамара, более всего известный сотрудничеством с едва ли не главным циником современного кино Йоргосом Лантимосом, переписали роман и фильм 1989 года, сделав акцент не столько на разводе и ненависти надоевших друг другу супругов, сколько на браке целиком, на том, как отношения двух незнакомых минуту назад людей начались со случайной встречи у плиты на ресторанной кухне, а закончились крушением общей раритетной плиты, когда-то принадлежавшей самой кулинарной богине Джулии Чайлд. Роуч и Макнамара в отличие от Де Вито хотят показать не результат, а процесс, который к нему привел. Как счастливый брак двух любящих людей длиной в 17 лет превращается в кошмар? В какой момент произошел разлом? «Супруги Роуз» проводят нас сквозь череду маленьких обид и больших унижений. В начале брака Тео и Айви материально находятся примерно на равных — он талантливый архитектор, она подающая надежды шеф-повар (в первом фильме муж был адвокатом, жена — домохозяйкой, которая решила заняться кейтерингом). Сошедшись на той ресторанной кухне, они решают не только пожениться, но и переехать из душащей их таланты Англии (недаром играющие Тео и Айви Бенедикт Камбербэтч и Оливия Колман — британцы) в солнечную перспективную Калифорнию, где карьера Айви идет в гору и она открывает целых девять ресторанов по франшизе, а проект Тео рушится под ударом молнии на глазах у всего «Ютуба», похоронив все его профессиональные надежды. Теперь Айви зарабатывает на всю семью, а Тео сидит с детьми. В наше время ведь это сплошь и рядом — женщины делают карьеру, мужья моют посуду, ведь ничего страшного в этом нет. Оказывается, это по-прежнему страшно, и дело даже не в половой принадлежности — Тео лишается важнейшей части своей личности, но и Айви, проводящая большую часть жизни в других городах по ресторанным делам, видит детей все реже, и вот они уже обнимают только папу, узнав, что их в 13 лет приняли в спортивную школу — какой смысл радоваться вместе с матерью, которая участвовала в их воспитании только издалека и деньгами? В общем, если «Война супругов Роуз» была злой сатирой про конец брака, то «Супруги Роуз» скорее грустная комедия о его причинах;

— конечно, главное достоинство фильма — актеры. Оливии Колман и Бенедикту Камбербэтчу ассистируют известные американские комики Энди Сэмберг и Кейт Маккиннон, а всего в одной сцене появляется обладательница «Оскара» Эллисон Дженни в роли акулы-адвоката. Без хороших актеров этот фильм не имело бы смысла смотреть, но мы это помним еще с тех времен, когда Майкл Дуглас и Кэтлин Тернер составляли главную кинопару 1980-х, причем не в одном фильме;

— местами удачные циничные шутки вроде той, когда психотерапевт спрашивает у Айви, какие у ее мужа достоинства, а она при нем отвечает: «Ну у него есть руки… »

Минусы:

— да, Камбербэтч и Колман — прекрасные актеры, и все равно в их идеальную любовь, как и во всепоглощающую ненависть, не веришь. На экране перед нами два профессионала, которые играют супругов, но между ними нет искры. Когда зрители в 1989-м смотрели на Майкла Дугласа и Кэтлин Тернер, на экране взрывались вулканы — было понятно, почему этот мужчина и эта женщина сначала так хотели друг друга, а потом так же страстно расхотели. В новом фильме отношения Тео и Айви похожи скорее на отношения старых друзей, которые просто любят обниматься. В них просто, несмотря на наличие детей, нет секса;

— авторы нового фильма хотели как бы дополнить оригинал и сделать своих героев сложнее. Старые Роузы в исполнении Кэтлин Тернер и Майкла Дугласа были исчадиями ада, карикатурами, которые не останавливались даже перед тем, чтобы скормить благоверному любимую собаку. Но в наше политкорректное время кино стало мягче, а формулировки более обтекаемыми. Проблема в том, что карикатурные старые Роузы вызывали восхищение и смех, а новые — только жалость. В конце фильма вообще не понимаешь, из-за чего столько страстей — если у этой семьи столько денег, они могли бы решить все свои проблемы, просто наняв няню.

Фото: Searchlight Pictures

Подписаться: