Суровые «Северные воды» понравятся поклонникам Джека Лондона и Германа Мелвилла
Литература продолжает ощутимо тяготеть над кино и телевидением. Особенно это касается британских сериалов, Англия — страна великой литературы, когда там снимают сериал, это всегда немножко Диккенс, Теккерей или хотя бы Оскар Уайльд.
Обращаются британцы и к американской классике — в данном случае к мелвилловскому «Моби Дику». Именно им вполне очевидно вдохновлен роман Яна Мак-Гвайра, по которому поставлен сериал «Северные воды». Можно было бы предположить, что Мелвилл тут и ни при чем, но как только речь заходит о жизни суровых китобоев, совсем не вспомнить писателя не получается — тем более, учитывая, что действие происходит в канадских льдах близ пролива Мелвилл.
Сюжет разворачивается в середине XIX века, когда китобойный промысел уверенно шел на спад, поскольку вместо китового жира стали использовать парафин. Разумеется, в плавание при таких обстоятельствах шли люди отчаянные, те, кому совсем уж нечего терять. Среди таких сорвиголов и головорезов — команды судна «Доброволец» — оказался доктор Патрик Самнер (Джек О’Коннелл). Это внешне аккуратный молодой ирландец, который при этом не слишком правдоподобно врет о своем происхождении, а по ночам мучается от кошмаров про службу в Индии и глушит настойку опия. Китобоем на судне служит Генри Дракс (Колин Фаррелл) — человек жестокий, беспринципный и, по слухам, не чурающийся каннибализма. Не слишком сильно отстают от него и остальные члены команды во главе с капитаном (Стивен Грэм). Этот компактный мужчина единственный знает, что в какой-то момент плавание должно закончиться затоплением корабля. Проще говоря, в таких обстоятельствах не по плану может и должно пойти решительно все.
Разговоры об экранизации романа Мак-Гвайра начались вскоре после публикации в 2016-м, когда по итогам года «В северных водах» (под таким заглавием книга вышла по-русски) стал лучшей книгой по версии The New York Times. В результате сценаристом и постановщиком стал Эндрю Хэй — режиссер, начинавший помощником монтажера на «Гладиаторе», а потом доснимавшийся до участия картины «Положитесь на Пита» в программе Венецианского кинофестиваля. Хэй твердой рукой выстраивает декорации, более или менее точно следуя тексту романа. Центром напряжения здесь становится, конечно, невероятная жестокость, в которой команда «Добровольца» не ограничивает себя и в свободное от работы время. Это люди-животные, никого из которых — кроме доктора Самнера, конечно — толком не жалко. Ожидать от них можно буквально чего угодно — бытовая подлость, драки, изнасилования, а то и кое-что пострашнее. Самым неожиданным элементом сериала становится его прямолинейность и честность по отношению к зрителю. Никакого формального гуманизма или пресловутой «повестки» — только суровый реализм. Когда в финале первого эпизода судно наконец добирается до добычи, происходящее начинает походить на почти документальные кадры по забою тюленей (ими китобои тоже не брезгуют). Солирует здесь, конечно, Фаррелл, который с явным удовольствием выпускает на волю внутренних демонов, от его игры в «Северных водах» по коже не раз пробегает холодок.
Фото: BBC Two