Странно было бы, если б в эпоху разнообразных кризисов вновь не появился сериал про золотую лихорадку.
Когда растет инфляция, а мир теряет четкие очертания, золото по-прежнему остается такой же постоянной ценностью, как и во второй половине позапрошлого века. Еще одной такой константой, совсем по Канту, остаются звезды на небе, которые совершают свой путь независимо от волн феминизма, смен режимов и прогресса демократии в странах Ближнего Востока.
Успех романа Элеанор Каттон «Светила», вышедшего семь лет назад, был во многом основан, кажется, как раз на том, что центральное место там занимали золото и звезды. С одной стороны, действие разворачивалось в Новой Зеландии во время золотой лихорадки, с другой — книжка была крайне прихотливо выстроена согласно астрономии и немного астрологии. Двадцатисемилетняя Каттон тогда стала самой молодой лауреаткой «Букера» (а ее роман — едва ли не самой толстой книжкой, удостоенной премии), так что экранизация была делом решенным. Правда, оказалось, что перенести на экран действительно сложную литературную конструкцию практически невозможно, так что писательница взялась самостоятельно написать сценарий, в котором сделала сюжетные линии более пригодными для перенесения на телеэкран.
В центре рассказа здесь судьба Анны Уэдерелл (Ив Хьюсон), которая в день прибытия на новозеландские прииски знакомится на корабле с индусом Эмери Стэйнсом (Химеш Патель). Между молодыми людьми вспыхивает взаимное притяжение, да к тому же оказывается, что сегодня у обоих день рождения. Они договариваются встретиться вечером в гостинице — и расстаются на долгие месяцы. Происходит это из-за того, что Анну берет в оборот гадалка и держательница многопрофильного заведения Лидия Уэллс (Ева Грин). У этой женщины на новую знакомую свои планы, целью которых, очевидно, является убийство постылого мужа-старателя (Ивен Лесли). Собственно, события после этого самого убийства, в котором обвиняют Анну, составляют второй временной план повествования.
И книга, и сериал очевидно апеллируют к традициям толстого викторианского романа в духе Уилки Коллинза (сравнения «Светил» с «Лунным камнем» и «Женщиной в белом» уже успели стать общим местом). Каттон сильно упростила структуру и избавилась от значительного количества героев, но действующих лиц здесь все равно очень много, и с ними постоянно что-то происходит. Большую часть времени «Светила» напоминают то ли костюмное мыло, то ли что-то из индийского кино (особенно учитывая одного из главных героев). То есть, с одной стороны, действие развивается в ритме вполне неспешном, а с другой — здесь довольно высокая плотность событий, и каждое третье наполнено мистической многозначительностью.
Иными словами, с сюжетной увлекательностью тут (особенно в первой половине) есть некоторые сложности. Зато поверх основного сюжета разворачивается явно непредвиденная дуэль двух женщин, которая, безусловно, заслуживает внимания. У Евы Грин здесь далеко не главная роль, но, как и полагается диве, она, конечно, не отсиживается в тени. Актрисе, ставшей секс-символом нулевых благодаря «Мечтателям» Бертолуччи, на диво идут относительно возрастные роли — путь из старлеток в ведьмы она проходит с явным наслаждением. С другой же стороны, «Светила» — вторая (после «Больницы Никербокер») большая роль Ив Хьюсон, которую уже совсем не обязательно каждый раз представлять как дочь Боно из U2. Уже у Содерберга было видно, что у молодой актрисы, как говорится, большой потенциал. Но здесь она по уровню магнетизма нисколько не уступает Еве Грин. Более того, в противовес большинству коллег она умеет моментально и молча переключаться между абсолютной невинностью и такой демонстрацией внутренних демонов, что только из-за этих эпизодов «Светила» стоит посмотреть хотя бы в ознакомительном режиме.
Сериал можно легально посмотреть в «Амедиатеке».
Фото: BBC two