Геннадий Устиян

«Свидание с монстром» хорошо передает тот самый момент, когда страшно, но показывать нельзя

3 мин. на чтение

Добившиеся успеха актеры идут в режиссуру по разным причинам, но, судя по постановочному дебюту Анны Кендрик, в основном известной по работе в легком развлекательном жанре («Идеальный голос», анимационные «Тролли», где Кендрик озвучила главную тролльчиху Поппи), она бы хотела иметь совсем другую карьеру, возможно, предполагающую меньше безмятежных улыбок и ужимок. Иначе зачем ей брать в качестве дебюта реальную историю маньяка Родни Алькалы (Дэниэл Дзоватто), который в 1970-х убил в Калифорнии несколько десятков женщин и много лет избегал ареста? Фильм «Свидание с монстром» идет в кинотеатрах с 17 октября.

Плюсы:

— «Свидание с монстром» рассказывает три параллельные истории: пытающейся пробиться в Голливуде молодой актрисы Шерил Брэдшоу (ее играет сама Кендрик), от которой на прослушиваниях вечно требуют позировать в купальнике, пока агент наконец не предлагает ей принять участие в телешоу «Игра в свидание»; чернокожей зрительницы этого шоу Лоры (Николетт Робинсон), узнающей в одном из участников убийцу своей подруги; и собственно самого маньяка Родни Алькалы и его жертв. Первая сюжетная линия показывает жизнь молодой женщины как череду унижений — оказавшись на «Игре в свидание», Шерил постоянно должна помнить, что партнеры-мужчины тупее ее, побольше улыбаться и гримасничать. Даже в 1970-х, на пике второй феминистской волны, «актриски» должны казаться глупее, чем они есть, и Кендрик с ее багажом амбициозных и устремленных девушек ничего не стоит показать зазор между игрой в дурочку и своим отношением к этому неизбежному злу. Во второй истории чернокожая Лора напрасно бьется с полицейским равнодушием, пытаясь заставить (или уговорить) копов сделать свою работу и хотя бы изолировать преступника от общества, не говоря уже о том, чтобы наказать. Третья история или даже их череда — самая страшная, она показывает, как Алькала расправлялся с жертвами и как проявление притворного соучастия за секунду сменяется патологическим насилием. Самое ужасное, что запоминаешь во время просмотра, это глаза жертвы, осознавшей, для чего этот человек оказался с тобой наедине;

— сценарист Йен Макдональд присочинил сцену о том, как актриса Шерил все-таки пошла на свидание (вернее, была вынуждена пойти из страха) с Алькалой. В реальности этой встречи не было, зато фильм получил одну из самых напряженных сцен, в которой Шерил догадывается, что с этим парнем что-то неладно, и чудом избегает смерти. Этот выдуманный эпизод показывает, что режиссера Анну Кендрик вполне может ждать большое будущее в качестве постановщика хорроров, если ее вдруг заинтересует такая карьера;

— еще во времена сериала «Охотник за разумом» (2017–2019), где речь помимо прочего шла о серийном убийце Дэвиде Берковице, известном как Сын Сэма, поклонники триллеров обсуждали, почему именно эпоха 1970-х породила такое количество маньяков: помимо Берковица и Родни Алькалы — Теда Банди, Джеффри Дамера, и это только самые известные благодаря снятым позже фильмам и сериалам преступники. Есть теория, что на самом деле количество серийных убийц до 1970-х было примерно таким же, просто именно в то десятилетие расцвела целая журналистско-литературная индустрия вокруг этого явления, а позже полиция стала работать лучше и ловить таких преступников до того, как они стали серийными. Как бы там ни было, 1970-е в «Свидании с монстром» действительно смотрятся как благодатное для подобных преступлений время: мобильных и интернета не было, после сексуальной революции женщины не боялись оставаться наедине с малознакомыми мужчинами, к тому же мужчины этого поколения часто росли в семьях, где насилие еще было нормой — так или иначе почти все маньяки сами были жертвами детского насилия. «Свидание с монстром» показывает этот кошмар почти как системный преступный сговор против женщин.

Минус:

— вся выигрышная структура фильма из трех параллельных историй никуда не выруливает, потому что героини первых двух сюжетов просто исчезают в никуда, а третья самостоятельно рассказывает о том, как попался Алькала без всякого их участия. Понятно, что в жизни так, скорее всего, и было, но фильму пошло бы на пользу некое заключительное резюме, куда подевались Шерил и Лора в то время, когда поймали человека, сыгравшего такую странную зловещую роль в их жизни.

Фото: «Централ Партнершип»

Подписаться: