Ярослав Забалуев

«Тайны Карениной»: российское кино в ожидании поезда

2 мин. на чтение

Съемочная группа новой экранизации «Анны Карениной» заезжает в павильон для съемки интерьерных сцен, но тут проекту резко урезают бюджет. Вместо того чтобы ругаться или молча разойтись, команда картины меняет концепцию и решает снять кино о том, как снимается новая экранизация романа Льва Толстого.

Такой завязки в сериале «Тайны Карениной» нет, однако с учетом разворачивающихся на экране событий она легко (и даже слегка навязчиво) представляется. Не секрет, что в русском кино постоянно что-то идет фатально не так, однако уже давным-давно это «что-то» не становилось собственно предметом повествования. Такая откровенность сразу располагает и интригует.

Фактически «Тайны Карениной» — открытый воркшоп, публичная разработка будущего проекта — минуя сценарий, но включая интервью с авторами идеи. Ключевой фигурой здесь является крупный популяризатор Толстого Павел Басинский — сериал в значительной мере опирается на его книгу «Подлинная история Анны Карениной». В качестве экспертов компанию ему составляют журналистка Фекла Толстая, а также психолог, историк и сотрудница музея «Ясная Поляна». Режиссером будущей постановки в кадре выступает Евгений Сангаджиев («Балет», «Хэппи-энд»), хотя вернее будет сказать, что Сангаджиев в этой конструкции играет режиссера. Роль художника-постановщика исполняет актер Амбарцум Кабанян, который с очень сосредоточенным видом и почему-то в черных перчатках рисует при помощи нейросетей портреты персонажей.

Что касается актеров, то на роль Карениной сразу шесть претенденток, подобранных по принципу сходства с подсказанными Басинским прототипами. На остальные роли конкурс чуть поменьше — человека по три-четыре. Каждая серия состоит из первичных проб анфас перед камерой, репетиций в костюмах и закулисных эпизодов. Таким образом, по большей части в кадре творческий и человеческий поиск и более или менее ловкие импровизации. Причем на ходу сочиняют не только молодые актеры и актрисы — Басинский, например, фантазирует по поводу того, как Анна обручила Каренина и Вронского во время родов. Самое интересное, впрочем, творится, конечно, в курилке и на обсуждении ролей. Диапазон здесь от «я не понимаю, в чем ее проблема» до реальных истерик и непридуманных откровений о личной жизни. Так, наверное, мог бы выглядеть «Дом-2» в горячечном бреду филолога-слависта.

И надо сказать, что все вместе это смотрится совсем не плохо. Здесь есть интересные актерские работы — отметим Софью Володчинскую (Каренина), Павла Ворожцова (Стива) и Игоря Миркурбанова, который играет Каренина в совершенно диких бакенбардах и разговаривает на совсем уж пародийно-зловещих обертонах. В лучшие моменты происходящее напоминает великолепный фильм Константина Худякова «Успех», где режиссер Леонид Филатов душераздирающе ставил «Чайку» в провинциальном театре. В советском фильме 1984-го простодушных актеров играли Александр Збруев, Лев Дуров и Алиса Фрейндлих. В «Тайнах Карениной» состав более, скажем так, демократичный, но по духу действительно похоже. Другая ассоциация — «Жесткое время» Максима Пежемского про съемки порно в питерской коммуналке силами артхаусного постановщика в исполнении Алексея Серебрякова. В контексте механики современного российского кино «Тайны Карениной» это не только следование новому тренду на экранизации, но и безусловный сеанс саморазоблачения. Однако именно такой самодеятельный формат выглядит не только актуально, но и свежо. И даже интересно, в какой серии не выдержит и психанет режиссер. И как именно в павильон въедет судьбоносный поезд, прервавший истерзанную жизнь Анны Аркадьевны.

Легально сериал доступен на more.tv и Wink.

Текст: Ярослав Забалуев

Фото: «Wink»

Подписаться: