Ярослав Забалуев

«Тегеран» — тот самый шпионский триллер, которого ждали поклонники «Фауды» и «Шпиона»

2 мин. на чтение

Чуть больше десяти лет потребовалось израильским кинематографистам для завоевания мирового рынка.

В 2009-м на местном телевидении вышел сериал «Военнопленные», который вскоре был переделан в американскую (ну и российскую, да) «Родину». Вторым ударом в 2015-м стала «Фауда» — захватывающая драма про антитеррористическое подразделение армии обороны Израиля, которая пережила три сезона на Netflix и завоевала массу поклонников по всему миру. В прошлом году шоураннер «Военнопленных» Гидеон Рафф подарил Саше Барону Коэну бенефис в «Шпионе». И вот наконец сейчас на Apple TV+ выходит «Тегеран» от сценариста первого сезона «Фауды» Моше Зондера, который имеет все шансы стать очередным этапом в израильской телевизионной экспансии.

Речь на сей раз идет о спецоперации «Моссада» в Иране. Сюда под прикрытием прибывает спецагент Тамар Рабинян (Нив Султан), чтобы положить конец иранской ядерной программе. Тамар родилась в Иране, что представляет собой как плюс (знание специфики места работы), так и минус (на полное хладнокровие в случае с родными краями лучше не рассчитывать). Проще говоря, пресловутый человеческий фактор играет в этой напряженной истории далеко не последнюю роль.

Тот факт, что израильтяне сегодня стали лучшими на свете производителями телевизионных шпионских триллеров, если подумать, объясняется элементарно. В стране, многие годы находящейся в состоянии непрерывного военного противостояния, безусловно, знают толк в разрядке психологического напряжения силами важнейшего из искусств. Местное ноу-хау заключается в основательной коррекции жанровых механизмов. Уже по «Военнопленным» было понятно, что израильтяне принципиально отказались от супершпионских фокусов в духе бондианы. Герои, по определению находящиеся в постоянном напряжении, не теряют человеческих свойств. Даже наоборот — по ходу просмотра становится понятно, что необходимая в их работе интуиция является оборотной стороной чувствительности.

Уже в начале «Тегерана» переодетая стюардессой героиня едет из аэропорта, видит из окна такси публичную казнь и с трудом сдерживает навернувшиеся слезы ужаса и сочувствия. Несмотря на первоклассную моссадовскую подготовку, она в этой истории остается не только шпионкой под прикрытием, но и женщиной, бурно реагирующей на тоталитарный кошмар, к которому нельзя быть готовым. В этом смысле, кстати, «Тегеран» уверенно можно рекомендовать тем, кто соскучился по «Родине», где в центре тоже была интересная и сложная героиня. Те же эпитеты, впрочем, касаются и всех прочих персонажей, включая сотрудников иранских спецслужб.

После показа в Израиле летом этого года «Тегеран» стал предметом ожесточенных споров. Зрители не сразу смогли принять, что в сериале нет привычного образа врага. Обе стороны конфликта здесь представлены неоднозначными героями, мотивация каждого из них совершенно ясна и достоверна. Вместо политической агитки «Тегеран» предлагает эмоциональное действо, цель которого отнюдь не пропаганда. Сериал напоминает зрителю, озверевшему от новостей (которые сегодня так себе не только на Ближнем Востоке, но во всем мире), что речь идет не о карикатурных злодеях и не о фигурах на шахматной доске, а о реальных людях. И, как следствие, за этими персонажами (вкупе с по-настоящему остросюжетной интригой) крайне интересно наблюдать.

Фото: Apple TV+

Подписаться: