Ярослав Забалуев

«Тела» виртуозно объединяют викторианский Лондон и фантастику про машину времени одним трупом

2 мин. на чтение

В лондонском районе Уайтчепел наших дней во время беспорядков находят обнаженное тело без глаза и с таинственной татуировкой на запястье. Расследующая дело детектив Шахара Хасан (Амака Окафор) узнает, что труп как-то связан с некой террористической группой. Одновременно с этим Хасан выясняет, что точно такой же труп уже находили на этом самом месте в 1941-м и 1890-м. Тогда дело вели, соответственно, сержант Чарльз Уайтман (Джейкоб Форчун-Ллойд) и инспектор Альфред Хиллингхед (Кайл Соллер). Кроме того, в тоталитарном Лондоне будущего, в 2053-м, то же самое тело находит констебль Айрис Мейплвуд (Шира Хаас). Здесь дело берет на личный контроль местный диктатор — коммандер Мэнникс (Стивен Грэм).

Сериал «Тела» — новый хит Netflix, конкурирующий даже с нашумевшей документалкой про Дэвида Бекхэма. У шоу действительно есть все, чтобы заставить зрителей запустить сарафанное радио, еще не закончив просмотр. Прежде всего это интригующий сюжет. Четыре совершенно разные эпохи, один бесконечно киногеничный город, пара выразительных символов — чего стоят только татуировка и выбитый глаз (попадание в него пули не случайно будет показано в слоумо). Лицом сериала небезосновательно выбран Стивен Грэм — не только безусловно талантливый и самый известный в команде «Тел» актер, но и своеобразный знак качества. Грэм обладает редкой способностью сниматься очень много и при этом почти не ошибаться. Свидетельством тому недавняя «Точка кипения», где он, правда, выступает в роли скорее талисмана, чем главного действующего лица.

С «Телами» ситуация несколько сложнее. Поначалу может показаться, что зрителей обманули, максимально крупно изобразив знакомое лицо на постере. В первых эпизодах сыгранный Грэмом футуристический диктатор Мэнникс практически не появляется на экране и, в общем, почти не влияет на развитие сюжета. Однако незадолго до экватора сезона его присутствие в кадре резко возрастает, а к финалу оказывается, что Мэнникс и есть главный болевой центр, объединяющий четыре временных среза в единую историю.

На каждом из многочисленных сюжетных поворотов понемногу меняется и тональность повествования. Поначалу это сертифицированный английский детектив, к концу — научная (относительно) фантастика про путешествия во времени. Ловко выстроенная сюжетная линия — заслуга скончавшегося в прошлом году Сая Спенсера, по комиксу которого поставлены «Тела». Именно благодаря этому графическому роману на экране перемешаны викторианский Лондон, город под бомбежками люфтваффе, серенькая современность и неоновое будущее. Перемежающийся антураж помогает зрителю не заскучать и отчасти оправдывает восьмичасовой хронометраж. «Тела» представляют собой сериал-конструктор, в котором «Алиенист» встречает «Доктора Кто», а Кэмерон играет в поддавки с Земекисом. Кроме того, немаловажное место занимают темы сексуальности (в части про инспектора Хиллингхеда) и национальности (в куске, посвященном Лондону времен Второй мировой). В какой-то момент даже кажется, что перед нами амбициозная конструкция, не уступающая в грандиозности замысла «Хранителям» коллеги Сая Спенсера по издательству DC Алана Мура.

Однако нагромождение образного ряда имеет в своей основе вульгарную, в общем, мысль о том, к чему приводит недостаток материнской любви. И именно Стивен Грэм в итоге спасает «Тела» от обрушения под собственной тяжестью, а зрителя — от разочарования на финальных титрах. Развернувшись во второй половине в полную силу, Грэм разыгрывает на материале бульварной фантастики почти шекспировскую трагедию. Его Мэнникс — это футуристический Ричард III: хитроумный, жестокий и бесконечно несчастный. И хочется верить, что несмотря на то что в его линии здесь поставлена точка, авторы найдут возможность вернуть актера на экраны в очень возможном (учитывая финал и рейтинги) втором сезоне.

Фото: Netflix

Подписаться: