Давние поклонники «Терминатора», посмотревшие его с открытым ртом еще в 1984-м, а потом признавшие продолжение 1991-го редким сиквелом, который оказался не хуже оригинала, весь XXI век с тревогой следили за тем, как разные менее талантливые, чем Джеймс Кэмерон, люди разрушают их детские воспоминания.
Шестой «Терминатор» отличается от предыдущих трех — «Восстания машин» (2003), «Да придет спаситель» (2009) и «Генезиса» (2015) — хотя бы тем, что Кэмерон впервые вернулся в качестве соавтора сценария и сделал вид, что никаких последних трех частей не было. Это полноценный триквел классического кэмероновского «Терминатора» — вплоть до того, что новый фильм отменяет некоторые важные события предыдущих, что само по себе скандал и несуразица, но если кто и может себе такое позволить, так это Кэмерон.
«Терминатор: Темные судьбы» (в кинотеатрах с 31 октября) начинается со сцены, показывающей, кто тут босс: Сара Коннор (Линда Хэмилтон) во флэшбэке из фильма 1991 года предрекает в полицейском участке скорый конец света в 1997-м. Дальше действие перескакивает в 2020-й, куда из 2042-го прибывает Грейс (Маккензи Дэвис) — человек, как она выражается, «с примочками», то есть модифицированный, работающий короткими мощными импульсами (из-за чего ей регулярно нужно делать уколы). Грейс прибыла в Мексику защищать ни о чем не подозревающую простую работницу завода Даниелу (Наталия Рейес), которую запрограммирован убить другой свободно говорящий по-испански робот из будущего Реф9 (Гэбриел Луна). Вскоре к девушкам присоединится и сама Сара Коннор, которая все эти годы получала анонимные сообщения об очередной угрозе из будущего и каждый раз отправлялась спасать человечество. Возвращение 63-летней Хэмилтон — еще один призыв игнорировать все фильмы о Терминаторе, выходившие между вторым и шестым — Сара Коннор после 1991-го во франшизе не появлялась.
Это максимум, что можно сказать о сюжете и не испортить зрителям просмотр. Но в «Терминаторе» интересно не только то, что, собственно, происходит на экране. Сюжетная структура фильма была задана самым первым «Терминатором» еще в 1984-м и с тех пор мало менялась. Роботы приходят из будущего и охотятся на детей и женщин. Менялись их личности (а иногда и нет — Шварценеггер был и плохим роботом, и хорошим) и пол (вспомните Кристанну Локен в «Восстании машин»), но трехчастная структура оставалась прежней — в финале с роботом расправлялись эффектным способом, но до финала доживали не все, что позволяло выжившим вырасти и измениться благодаря страданию и потерям.
«Терминатор» как франшиза оказался так живуч и гораздо более актуален, чем, например, «Рэмбо» или «Хищник», потому что предвидел аж в 1980-х сильный эволюционный сдвиг в развитии человечества, а именно нашу зависимость от искусственного разума. С тех пор на эту тему вышло столько фильмов, что сама она кажется избитой. Поэтому сейчас «Терминатор» смотрится как дедушка, который грозит пальцем: «Я же говорил!» Но в ту же сюжетную структуру включены и несколько обязательных очень эффектных погонь, из-за которых и стоит смотреть каждый новый фильм, даже если он слабее предыдущего.
Интересна и эволюция женщины в «Терминаторе» — в каком-то смысле вся франшиза посвящена ей, раз уж из будущего присылают все более совершенные машины, с которыми нужно сражаться. В первой части Сара Коннор была невинным сосудом, который когда-нибудь родит спасителя человечества. В «Терминаторе 2» она уже превратилась в женщину-воина, в мать, которая готова на все, чтобы спасти ребенка. В новой картине на экране уже целая женская команда, работающая не без перебранок, но более или менее заодно: невинный сосуд (пока еще) Даниела, получеловек-полуробот Грейс и мать-хранительница Сара (интересно, что все три женщины питаются исключительно чипсами — видимо, мечтают умереть поскорее и без помощи терминатора из будущего). Мало того, что Сара носит темные очки, которые раньше были частью униформы Шварценеггера, так ей же и достается крылатое I’ll be back. Самому Шварценеггеру эти детские приемы уже не нужны. Если Кэмерон и режиссер Тим Миллер показывают женщину как более важный пол, ответственный за жизнь на Земле, то мужчины у них — терминаторы, которых зовут, когда нужно сделать самую сложную работу и, возможно, пожертвовать собой. Все сейчас немного мутирует. Люди хотят быть роботами, роботы — людьми, женщины — мужчинами, а мужчины — не воевать, а торговать занавесками. В этом смысле «Терминатор» идет в ногу со временем, но делает это с иронией, помня, что раньше были спокойнее, без истерики и отношения между мужчинами и женщинами, и жизнь без технологий, и кино.
Фото: 20th Century Fox Film Corporation