, 2 мин. на чтение

«Тихий садовник» Пола Шредера: дневник уставшего мужчины

В июле знаменитому сценаристу и режиссеру Полу Шредеру, придумавшему и написавшему «Таксиста» и «Американского жиголо» еще в 1970-х, исполнится 77 лет. Его новый фильм «Тихий садовник» (с 6 июня в онлайн-кинотеатре Kion) стал финалом трилогии, в которую также входят «Дневник пастыря» (2017) с Итаном Хоуком в роли священника и «Холодный расчет» (2021), где Оскар Айзек играет отсидевшего карточного шулера. Как и 50 лет назад, Шредер исследует жизнь и путь сложно устроенного аутсайдера, который пытается выжить в меняющемся мире и сделать правильный выбор, хотя весь предыдущий опыт отчаянно этому сопротивляется.

Плюсы:

— садовник Нарвел Рот (Джоэл Эдгертон) явно ценит и любит свою работу в потрясающе красивом Грейсвуд-Гарденс, где он ухаживает за орхидеями-туфельками и сражается с черной тлей. Ему повезло, что властная хозяйка имения Норма Хаверхилл (Сигурни Уивер) с пониманием относится к его прошлому — в молодости Нарвел состоял в нацистской бригаде, за что отсидел и обзавелся неуместными в приличном обществе татуировками — крестом на груди и свастиками на спине — и собственным куратором по УДО, который поощряет возвращение Нарвела к нормальной жизни и сам готовится к пенсии. Сложившееся за годы привычное равновесие в райском саду нарушает приезд внучатой племянницы Нормы мулатки Майи (Куинтесса Суинделл), которую богатая родственница хочет отучить от наркотиков и приучить к труду — копание в земле и изучение ботаники подходит как нельзя лучше для этой задачи. Другое дело, что каждый персонаж этой почти басни несет с собой багаж, который никак не хочет остаться в прошлом. Каждый борется со своими демонами, и выход может быть только один — сделать единственный правильный выбор, как бы прошлое ни тащило к старым ошибкам;

— это очень красиво снятый фильм (оператор — Александр Дайнен, постоянно работающий со Шредером) по композиции и цветам. Геометрически идеальный кадр насыщен сочетаниями зеленого, коричневого, желтого, красного и фиолетового, которые могут быть только в идеальном саду, за которым ухаживает целая команда (у Нарвела трое тоже влюбленных в свое дело подчиненных);

— возможно, райский сад, куда пытаются вторгнуться варвары, как метафора достойной человеческой жизни слишком лобовая, но положение спасают прекрасные актеры Эдгертон и Уивер, играющие две противоположные социальные роли — слуги и хозяйки, которые стары как мир. И, возможно, слишком стары для современного мира, в котором бывший слуга стремится к свободе;

— Нарвел Рот — типичный для Шредера герой, надломленный виной за прошлые поступки и отчаянно пытающийся поступить правильно. По Шредеру, это почти невозможно сделать без помощи невинной женщины или чувства. Это может быть связано с сексом, как в «Американском жиголо», а может и нет, как в «Таксисте», где Роберт Де Ниро находит смысл своего существования в помощи малолетней проститутке в исполнении Джоди Фостер. Здесь это человек из XX века, пытающийся жить соответственно требованиям XXI. Нарвел в «Тихом садовнике» ведет дневник, как и другие мужчины, придуманные Шредером — для сценариста это самый очевидный способ внести порядок в хаос жизни;

— для взрослой аудитории каждый выход нового фильма Пола Шредера — долгожданная альтернатива подростковой глупости, которую Голливуд производит круглый год. Как говорит сам Шредер (видимо, имея в виду свой период написания «Таксиста»), «в молодости тебе кажется, что преград нет, и ты, уперевшись в стену, уверен, что сможешь ее снести. В старости ты думаешь: а не покрасить ли просто эту стену?»

Минус:

— Шредеру как будто лень рассказать больше о прошлом своих героев, в первую очередь Нарвела и Нормы. Как именно начались их странные отношения? Какие события привели Нарвела в тюрьму? То, что режиссер как будто специально не договаривает, выглядит преднамеренным расчетом, попыткой заставить нас домысливать непоказанное. Но этот же ход делает «Тихого садовника» схематичным и слишком простым. Ждешь сложного, с нюансами киноромана, но получаешь басню, которая как жанр всегда проще и примитивнее.

Фото: Kion