Том Хэнкс лавирует в «Грейхаунде» между нацистскими торпедами и штампами военной драмы
Том Хэнкс как-то объяснил свое место среди коллег — голливудских кинозвезд: «Никто не видит во мне никакой угрозы, когда я вхожу в комнату», имея в виду, что у других знаменитых актеров — Харрисона Форда или Джека Николсона — всегда есть геройская мачистость, и сделавшая их кинокумирами.
Именно поэтому Хэнкс сделал такую исключительную карьеру — он всегда играет тихого честного героя, от которого не ждешь удара или подвоха — и стал редким актером, получившим «Оскар» два года подряд. Хэнкс распоряжается своей славой и властью не банально — в 1996-м снял свой режиссерский кинодебют, симпатичную, но не более того, музыкальную драму «То, что ты делаешь», и сделал перерыв в этой не основной для себя профессии на 15 лет. Сейчас он замахнулся на более серьезную работу — кроме того, что Хэнкс исполнил главную роль в военной драме Аарона Шнайдера «Грейхаунд», он также сам адаптировал для экрана роман Сесила Скотта Форестера, легендарной для Голливуда фигуры, чью «Африканскую королеву» Джон Хьюстон экранизировал еще в 1951-м.
Сюжет «Грейхаунда» настолько прост, что кажется примитивным. В 1942-м впервые заступивший на пост капитана миноносца «Грейхаунд» Эрнест Краузе (Хэнкс) сопровождает в Северной Атлантике следующий в Ливерпуль конвой с грузами и, естественно, попадает в самое пекло. Трудно представить более аскетичный в смысле выразительных средств и менее амбициозный в смысле замысла фильм. Краузе просто максимально эффективно делает свою работу, исходя из предлагаемых обстоятельств. Его действия можно назвать героическими, а можно — учитывая, что их совершает самый «нормальный» актер на свете, наиболее правильными.
Можно только предполагать, что сделал бы с этим материалом регулярный киносоратник Хэнкса Стивен Спилберг, который использовал уникальное экранное присутствие актера в «Спасти рядового Райана» и «Шпионском мосте». Наверное, он придумал бы «Грейхаунду» более внушительный пролог и финал, чтобы поставить события того боя в контекст и показать их историческую значимость. Но так как фильм снят оператором Шнайдером, до этого сделавшим только одно полнометражное кино, мы, что называется, по цене билета (на самом деле никакого билета нет — из-за коронавируса «Грейхаунд» миновал кинотеатры и сразу появился на Apple TV+) получаем то, что было обещано — Тома Хэнкса, полтора часа уворачивающегося от торпед. Но в этом можно найти и плюс — фильм совсем не похож на компьютерную игру, спасибо ему хоть за это.
Фото: Apple TV+