Когда несколько лет назад было объявлено, что студия Paramount одобрила съемки сиквела самого прибыльного фильма 1986 года «Топ Ган», казалось, что это худшая идея на свете.
С какой стати нынешние зрители, многие из которых еще даже не родились в год выхода первой картины на экраны, пойдут смотреть сиквел фильма 36-летней давности? Но есть одна сила природы, которая не только снова сделала «Мэверика» международным блокбастером (вышедший 27 мая фильм уже собрал 116,5 млн долларов за первые два дня проката, в России его можно посмотреть только онлайн у пиратов, что особенно обидно — это тот случай, когда кино нужно смотреть на большом экране), но и вызвала овации на снобском Каннском кинофестивале. Эта сила природы — Том Круз, которому в июле исполнится 60 и которого регулярно отправляют на свалку истории, но он продолжает сниматься в блокбастерах, ставящих кассовые рекорды, как ни один другой актер в современном кино. В этой живучести у него много общего с его героем Мэвериком.
Плюсы:
— у второго «Топ Гана», как и у первого, практически нет сюжета (не считать же сюжетом миссию уничтожить неразрешенный завод по обогащению урана в долине в загадочной стране). Но мы любим «Топ Гана» не за это, а за виртуозные съемки авиаполетов, которые Том Круз совершал сам как каскадер-профи. На вопрос, зачем ему это нужно, актер ответил в Каннах: «Вы бы ведь не спросили у Джина Келли, зачем он танцует?» — ответ, уводящий в сторону от темы. Да, Джин Келли танцевал, но это все равно исполнительское искусство, а не искусство управления самолетом;
— успех «Топ Гана» только подтверждает уникальность положения Тома Круза в современном кино. Он почти перестал сниматься в оригинальных проектах (последним был «Сделано в Америке» пять лет назад) и сосредоточился только на киносериалах с гарантированной кассовой отдачей. Это обеднило его как актера и лишило былого разнообразия ролей (все-таки у него три номинации на «Оскар»), но даже укрепило его положение кинозвезды — Том Круз теперь снимается редко, но метко. Он все больше перестает быть актером, но пытается захватить смежные профессии (каскадера) и при этом остается звездой именно большого экрана — в отличие от своей бывшей жены Николь Кидман, Мерил Стрип, Джулии Робертс или Кевина Костнера Круз не планирует сниматься в сериалах и на Каннском кинофестивале подтвердил, что никогда не рассматривал «Топ Гана» для появления на стриминговых сервисах. Если вы хотите смотреть фильмы с Томом Крузом, придется купить билет и дойти до кинотеатра. В этом смысле актер с длящейся вот уже 40 лет карьерой выступает как представитель старой школы, как человек, игравший у великих — Мартина Скорсезе, Стенли Кубрика и других, и делает все, чтобы киноискусство потреблялось вне дома, а поход в кино был событием. И, судя по тому, сколько собирают фильмы с Крузом до сих пор, его стратегия работает вопреки здравому смыслу, технологическому прогрессу и лени нынешних зрителей, избалованных разными форматами малых экранов;
— так как перед нами сиквел фильма 36-летней давности, экран сочится ностальгией. Майлз Теллер играет Брэдли «Рустера» Брэдшоу, сына Гуся (Энтони Эдвардс), погибшего в первой картине. Мэверик испытывает перед сыном покойного друга чувство вины, этот конфликт становится в сиквеле едва ли не главным. И появление Вэла Килмера всего в одной сцене в роли без слов (актер давно борется с раком горла) должно наполнить зрительские глаза слезами и напомнить, как жизнь не щадит даже благополучных знаменитостей;
— известно, что продюсер Джерри Брукхаймер надумал снимать «Топ Гана» в 1980-х, когда ему на глаза попалась фотография Джеймса Дина в черной кожаной куртке. Стиль 1950-х снова стал модным в 1980-х, и Том Круз в «рэй-бенах», белоснежной майке и куртке хаки стал одним из самых популярных образов десятилетия. Сиквел ностальгически упивается этим стилем, не забывая показывать где-то в углу звездно-полосатый флаг США. Как и первый фильм, «Топ Ган: Мэверик» делает военную службу сексуальной — известно, что в 1986-м после выхода первого фильма на экраны количество поданных заявок в военную авиацию выросло на 500%. Голливуд всегда был орудием пропаганды;
— Том Круз прекрасно знает, что герой должен оставаться в оппозиции системе. Поэтому Мэверик не сделал карьеру, не получил повышения и не ушел в отставку. Он остался в том же состоянии, что и 36 лет назад, потому что любит летать и знает, что делает это лучше всех. «Топ Ган 2» — это фильм о профи, который знает, что он профи и вообще в курсе, где его место в жизни. Это гораздо ценнее нашивок и званий, и именно у такого героя есть чему учиться. «Не думай, делай», — повторяет Мэверик Рустеру, имея в виду, что в их конкретной профессии нужен результат, а не рефлексии.
Минусы:
— и все же почти полное отсутствие сюжета в кино — это очень существенный минус. Здесь летают, взрывают, плачут и катапультируются, а все остальное не важно. Никакого контекста у сюжета про завод, который нужно взорвать, нет — что это за завод, где именно и с какой стати его нужно взрывать, на экране не проговаривается — такое ощущение, что сценарий писали в министерстве обороны США (которое, кстати, консультировало фильм, как и многие другие, например «Трансформеры»), а не профессиональные сценаристы, обязанные заботиться об убедительности рассказываемой истории;
— неблагодарные роли у Эда Харриса в роли адмирала Кейна и у Дженнифер Коннелли, играющей Пенни, любовный интерес Мэверика. Роль адмирала ничего не добавляет сюжету и смотрится просто желанием напихать в фильм побольше звезд с качественным послужным списком. Пенни могла бы стать интересным персонажем — она хозяйка бара, где после учебы пьют пилоты, независимая женщина с собственным бизнесом. В фильме же она только смотрит на Мэверика влюбленными глазами, вздыхает и ждет. Дженнифер Коннелли достойна большего.
— в 1986-м «Топ Ган» считался одним из первых high concept блокбастеров, который способствовал оглуплению кино и зрителей. Суть «высокой концепции» заключается в том, что продюсер продает сначала инвесторам, а потом и зрителям простейший сюжет, который умещается в короткое предложение, например: «Молодой пилот хочет стать лучшим». О смысле в данном случае никто не думает — важно качество съемки, и режиссер первого «Топ Гана» Тони Скотт (второй снят автором ремейка «Трона» Джозефом Косински), пришедший в кино из рекламной индустрии, прекрасно справился с задачей. Этот тип фильма стал доминирующим в Голливуде следующих десятилетий, потому что приносит кучу денег. В этом смысле «Топ Ган: Мэверик» предлагает ностальгировать по красиво оформленной пустоте.
Фото: Paramount Pictures