, 4 мин. на чтение

«Топ Ган: Мэверик»: Том Круз берет зрителей энтузиазмом, против которого нет приема

Когда несколько лет назад было объявлено, что студия Paramount одобрила съемки сиквела самого прибыльного фильма 1986 года «Топ Ган», казалось, что это худшая идея на свете.

С какой стати нынешние зрители, многие из которых еще даже не родились в год выхода первой картины на экраны, пойдут смотреть сиквел фильма 36-летней давности? Но есть одна сила природы, которая не только снова сделала «Мэверика» международным блокбастером (вышедший 27 мая фильм уже собрал 116,5 млн долларов за первые два дня проката, в России его можно посмотреть только онлайн у пиратов, что особенно обидно — это тот случай, когда кино нужно смотреть на большом экране), но и вызвала овации на снобском Каннском кинофестивале. Эта сила природы — Том Круз, которому в июле исполнится 60 и которого регулярно отправляют на свалку истории, но он продолжает сниматься в блокбастерах, ставящих кассовые рекорды, как ни один другой актер в современном кино. В этой живучести у него много общего с его героем Мэвериком.

Плюсы:

— у второго «Топ Гана», как и у первого, практически нет сюжета (не считать же сюжетом миссию уничтожить неразрешенный завод по обогащению урана в долине в загадочной стране). Но мы любим «Топ Гана» не за это, а за виртуозные съемки авиаполетов, которые Том Круз совершал сам как каскадер-профи. На вопрос, зачем ему это нужно, актер ответил в Каннах: «Вы бы ведь не спросили у Джина Келли, зачем он танцует?» — ответ, уводящий в сторону от темы. Да, Джин Келли танцевал, но это все равно исполнительское искусство, а не искусство управления самолетом;

— успех «Топ Гана» только подтверждает уникальность положения Тома Круза в современном кино. Он почти перестал сниматься в оригинальных проектах (последним был «Сделано в Америке» пять лет назад) и сосредоточился только на киносериалах с гарантированной кассовой отдачей. Это обеднило его как актера и лишило былого разнообразия ролей (все-таки у него три номинации на «Оскар»), но даже укрепило его положение кинозвезды — Том Круз теперь снимается редко, но метко. Он все больше перестает быть актером, но пытается захватить смежные профессии (каскадера) и при этом остается звездой именно большого экрана — в отличие от своей бывшей жены Николь Кидман, Мерил Стрип, Джулии Робертс или Кевина Костнера Круз не планирует сниматься в сериалах и на Каннском кинофестивале подтвердил, что никогда не рассматривал «Топ Гана» для появления на стриминговых сервисах. Если вы хотите смотреть фильмы с Томом Крузом, придется купить билет и дойти до кинотеатра. В этом смысле актер с длящейся вот уже 40 лет карьерой выступает как представитель старой школы, как человек, игравший у великих — Мартина Скорсезе, Стенли Кубрика и других, и делает все, чтобы киноискусство потреблялось вне дома, а поход в кино был событием. И, судя по тому, сколько собирают фильмы с Крузом до сих пор, его стратегия работает вопреки здравому смыслу, технологическому прогрессу и лени нынешних зрителей, избалованных разными форматами малых экранов;

— так как перед нами сиквел фильма 36-летней давности, экран сочится ностальгией. Майлз Теллер играет Брэдли «Рустера» Брэдшоу, сына Гуся (Энтони Эдвардс), погибшего в первой картине. Мэверик испытывает перед сыном покойного друга чувство вины, этот конфликт становится в сиквеле едва ли не главным. И появление Вэла Килмера всего в одной сцене в роли без слов (актер давно борется с раком горла) должно наполнить зрительские глаза слезами и напомнить, как жизнь не щадит даже благополучных знаменитостей;

— известно, что продюсер Джерри Брукхаймер надумал снимать «Топ Гана» в 1980-х, когда ему на глаза попалась фотография Джеймса Дина в черной кожаной куртке. Стиль 1950-х снова стал модным в 1980-х, и Том Круз в «рэй-бенах», белоснежной майке и куртке хаки стал одним из самых популярных образов десятилетия. Сиквел ностальгически упивается этим стилем, не забывая показывать где-то в углу звездно-полосатый флаг США. Как и первый фильм, «Топ Ган: Мэверик» делает военную службу сексуальной — известно, что в 1986-м после выхода первого фильма на экраны количество поданных заявок в военную авиацию выросло на 500%. Голливуд всегда был орудием пропаганды;

— Том Круз прекрасно знает, что герой должен оставаться в оппозиции системе. Поэтому Мэверик не сделал карьеру, не получил повышения и не ушел в отставку. Он остался в том же состоянии, что и 36 лет назад, потому что любит летать и знает, что делает это лучше всех. «Топ Ган 2» — это фильм о профи, который знает, что он профи и вообще в курсе, где его место в жизни. Это гораздо ценнее нашивок и званий, и именно у такого героя есть чему учиться. «Не думай, делай», — повторяет Мэверик Рустеру, имея в виду, что в их конкретной профессии нужен результат, а не рефлексии.

Минусы:

— и все же почти полное отсутствие сюжета в кино — это очень существенный минус. Здесь летают, взрывают, плачут и катапультируются, а все остальное не важно. Никакого контекста у сюжета про завод, который нужно взорвать, нет — что это за завод, где именно и с какой стати его нужно взрывать, на экране не проговаривается — такое ощущение, что сценарий писали в министерстве обороны США (которое, кстати, консультировало фильм, как и многие другие, например «Трансформеры»), а не профессиональные сценаристы, обязанные заботиться об убедительности рассказываемой истории;

— неблагодарные роли у Эда Харриса в роли адмирала Кейна и у Дженнифер Коннелли, играющей Пенни, любовный интерес Мэверика. Роль адмирала ничего не добавляет сюжету и смотрится просто желанием напихать в фильм побольше звезд с качественным послужным списком. Пенни могла бы стать интересным персонажем — она хозяйка бара, где после учебы пьют пилоты, независимая женщина с собственным бизнесом. В фильме же она только смотрит на Мэверика влюбленными глазами, вздыхает и ждет. Дженнифер Коннелли достойна большего.

— в 1986-м «Топ Ган» считался одним из первых high concept блокбастеров, который способствовал оглуплению кино и зрителей. Суть «высокой концепции» заключается в том, что продюсер продает сначала инвесторам, а потом и зрителям простейший сюжет, который умещается в короткое предложение, например: «Молодой пилот хочет стать лучшим». О смысле в данном случае никто не думает — важно качество съемки, и режиссер первого «Топ Гана» Тони Скотт (второй снят автором ремейка «Трона» Джозефом Косински), пришедший в кино из рекламной индустрии, прекрасно справился с задачей. Этот тип фильма стал доминирующим в Голливуде следующих десятилетий, потому что приносит кучу денег. В этом смысле «Топ Ган: Мэверик» предлагает ностальгировать по красиво оформленной пустоте.

Фото: Paramount Pictures