«Треугольник печали» издевательски спрашивает: почему равенства хотят только бедняки?
Обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля этого года выходит в российский прокат 1 декабря. Шведский режиссер Рубен Эстлунд уже во второй раз получает эту высшую награду мирового кино — пять лет назад «пальма» досталась ему за сатиру на мир европейского искусства «Квадрат».
Теперь объектом его издевок стал модельный бизнес в частности и все богатые люди в целом. В каком-то смысле Эстлунд заменил бывшего любимца Канн Ларса фон Триера как режиссер, точнее всего выражающий в наше время отношение к тому, что происходит в Европе, поэтому каждый его фильм лучше не пропускать, даже если он кажется вам спорным — главное, есть о чем спорить.
Плюсы:
— главные герои «Треугольника печали» — модельная пара Карл (Харрис Дикинсон) и Йайа (Чарлби Дин умерла через несколько месяцев после каннской премьеры, этим летом всего в 32-летнем возрасте, как будто иллюстрируя мысль фильма об относительности молодости, денег и успеха). Для Эстлунда профессия героев не только повод поиздеваться над смехотворными стереотипами, царящими в мире моды (чего стоит сцена, где модели натужно хмурят свои «треугольники печали» над межбровьем перед показом «престижного» бренда и скалят зубы в «демократичной» улыбке, попадая в посыл H&M). Модельный бизнес — редкая индустрия, где женщины получают больше мужчин, что регулярно становится причиной ссор Карла и Йайи. Как только один человек в паре чувствует себя материально зависимым или никчемным, он тут же начинает вещать о справедливости и двойных стандартах, считает режиссер. Радикальные феминистки должны отнестись к «Треугольнику печали» как минимум настороженно;
— «Треугольник печали» поделен на три главы. В первой мы знакомимся с героями, действие второй происходит на яхте (интересно, что в ее «роли» — яхта «Кристина О», принадлежавшая Кристине Онассис). Йайа получила в подарок круиз как инфлюенсер, поэтому только и занята что позированием Карлу для инстаграма*, остальные пассажиры немолоды и некрасивы, поэтому купили билеты на круиз за деньги. В третьей главе герои оказываются на необитаемом (как им, во всяком случае, кажется) острове. Сатира о скромном обаянии буржуазии достигает полного абсурда и скотства, когда клиенты и прислуга меняются ролями;
— в «Треугольнике печали» много смешных деталей: британскую пару, обогатившуюся на производстве оружия и издевательски названную Эстлундом Уинстоном и Клементиной (как Черчиллей), разрывает их же граната, а Карл читает на палубе яхты «Улисса» — так модель пытается доказать, что он может осилить сложное полистилистическое произведение, а не только выкладывать в сторис. Фильм полон таких насмешливых подробностей, так что в кинозале регулярно раздаются довольные смешки;
— к счастью, Эстлунд не на стороне ни богатых, ни бедных, человек для него ужасен независимо от количества денег.
Минусы:
— кажется, что фильм длится бесконечно (на самом деле — два с половиной часа), и длился бы меньше, если бы не количество повторов. Восточноевропейский миллионер Дмитрий (Златко Бурич) так часто говорит, что торгует дерьмом (то есть удобрениями), что Эстлунд похож на ребенка, который только что узнал «грязное» слово и не может перестать его повторять;
— сцена беседы сильно пьющего капитана Томаса (прекрасный, как всегда, Вуди Харрельсон) с Дмитрием, американского социалиста и русского капиталиста с их цитированием Рейгана и Маркса, похожа на вставленную лекцию, а не на кино. Такое ощущение, что Эстлунду вдруг изменили вкус и чувство темпа;
— Эстлунд скорее грубый смутьян Марко Феррери нашего времени, чем Бунюэль, «Треугольник печали» скорее «Большая жратва», чем «Скромное обаяние буржуазии». Не стоит ждать от фильма сложных метафор — все проговаривается в лоб, но Эстлунд еще со времен «Квадрата» выдает эту прямолинейность за прием — и он работает. Возможно, именно так получается достучаться до максимально широкой, не киноманско-артхаусной аудитории;
— есть наивные моменты: например, Дмитрий не умеет разжечь костер. Зная прошлое восточноевропейских олигархов, можно поспорить, что им и не такое приходилось делать в жизни, для них разжечь костер — дело пары минут.
______________________
*Признан экстремистским и запрещен на территории РФ.
Фото: A-One Films