«Тройная граница» c Беном Аффлеком и Оскаром Айзеком — неожиданно отличный военный боевик от Netflix
Кинопродукция, выпускаемая сервисом Netflix, как правило, повод для очередного стона. Интернет-гигант все никак не нащупает что-то очень важное, без чего кино — даже сделанное профессионалами с достойным бюджетом — никак не получается.
В последнее время стон этот порой хочется издать заранее, а его громкость прямо пропорциональна звучности занятых в проекте имен. В этом смысле «Тройная граница» своего рода эталон. Судите сами: продюсер Кэтрин Бигелоу, в главных ролях — Оскар Айзек, Чарли Ханнэм и целый Бен Аффлек. В режиссерском кресле фигура не такая раскрученная, но все же это Джей Си Чендор, автор блестящего «Самого жестокого года». Согласно озвученной выше логике, провал должен был издать грандиозный треск, и тем удивительнее, что на сей раз кино, как ни странно, получилось.
Итак, на границе Парагвая, Аргентины и Бразилии давным-давно ведет свой бизнес наркобарон Лореа. Примерно так же давно за ним охотится наемник по прозвищу Папа (Айзек), и вот сейчас ему, кажется, должно повезти. Симпатичная информаторша сдает ставку Лореа, где спрятаны бешеные миллионы. Для решающей операции Папа решает собрать команду, с которой когда-то воевал в Латинской Америке (Аффлек, Ханнэм, а также Гаррет Хедлунд и Педро Паскаль из сериала «Наркос»). Некоторое время экс-однополчане сомневаются (один мучается количеством убитых, другой работает брокером, у третьего карьера на ринге, четвертого недавно арестовали с кокаином), но все же соглашаются. Простая и понятная операция, разумеется, оборачивается кошмаром, а героям вместо того, чтобы красиво улететь на вертолете с деньгами, приходится бежать с миллионами за спиной через джунгли — как в известной песне Creedence Clearwater Revival, которая тут тоже, конечно, звучит.
«Тройная граница» — проект с долгой историей. Изначально его должна была ставить сама Бигелоу, а на главные роли вроде как утверждали Тома Хэнкса и Джонни Деппа. В итоге из всех участников («Граница» некоторое время ходила по рукам) в проекте осталась одна Бигелоу, присутствие которой тут, безусловно, чувствуется. Дело даже не в том, что бывшая жена Джеймса Кэмерона лучше всех снимает жесткое и, как говорили раньше, «мужское» кино (вспомним «Повелителя бури» и последний «Детройт»), а в специфическом сдвиге угла зрения, способности увидеть за крепкой жанровой конструкцией нечто большее.
Проще говоря, этот тот самый случай, когда каждый зритель увидит здесь свое кино. С одной стороны, актерский состав и сюжетные обстоятельства сами заставляют вспомнить «Неудержимых» Сталлоне, с другой — на ум приходят позабытые «Три короля» с Джорджем Клуни и Марком Уолбергом. В каждом из этих сравнений есть здравое зерно и каждое из них может служить верной рекомендацией к просмотру. Однако Бигелоу и Чендор разбрасывают по фильму несколько акцентов, которые заставляют взглянуть на толковый, но проходной боевик несколько иначе. Дело в том, что, несмотря на всю остросюжетность, собственно противник здесь почти все время остается за кадром. И наоборот — все более и более растерянные лица героев прописывают поверх происходящего дополнительный сюжет. Речь здесь совсем не идет о похвале мужской брутальности — скорее о том, насколько эти цельнометаллические вояки не вписываются в новое время. Перед штурмом один из героев требует признать преступность миссии, а потом рассуждает о том, что никто из них категорически не годен для мирной жизни. И в этих нескольких сценах оказывается больше антивоенного пафоса, чем в любом высказывании о том, что людей убивать нехорошо. Чендор и Бигелоу едва ли не впервые ставят вопрос иначе: жестокость — это прежде всего глупо, а уже потом — красиво. Да и то только в том случае, если головорезы имеют лица Айзека и Аффлека, что в жизни, признаемся, случается крайне редко.
Фото: Невафильм