Где-то в пустынной австралийской глуши едет машина, а за рулем — ирландский мужчина неопределенного возраста (Джейми Дорнан).
Он остановится в магазине и на заправке, а потом на трассе за ним погонится огромная фура, будто бы сбежавшая из «Конвоя» Сэма Пекинпа. Погоня закончится плачевно: когда герой откроет глаза, то не будет помнить ровным счетом ничего из своей прошлой жизни. Помогать ему берутся местная полицейская-стажер (Даниэль Макдональд), ведущая неравный бой с лишним весом, и официантка Люси, которая с самого начала выглядит в этом захолустье таким же чужеродным элементом, как и герой-ирландец. Тем временем по его следам с неясными намерениями направляются зверского вида ковбой (Оулавюр Дарри Оулафссон) и смертельно больной детектив (Дэймон Херриман). Вскоре где-то на горизонте замаячит и греческий гангстер и поклонник психоделиков (Алекс Димитриадес), у которого по поводу лишившегося памяти ирландца тоже имеется интерес.
Чтобы выпустить сериал 1 января, нужно обладать особой уверенностью в себе и в качестве продукта. «Турист» — далеко не самое очевидное новогоднее кино и, кажется, несколько потерялся за праздничной суетой и ожиданием первых настоящих хитов. Однако пропускать его, пожалуй, не стоит. Во-первых, из-за Джейми Дорнана — замечательного актера, который редко получает достойные роли первого плана, а здесь удостоившегося настоящего бенефиса. Во-вторых, из-за того, что это редкая по сегодняшним меркам законченная история — мини-сериал с не слишком жирной, но все же точкой в финале. Третья причина — сценаристы Гарри и Джек Уильямсы, которые писали номинированного на «Золотой глобус» «Пропавшего без вести» и продюсировали «Дрянь». «Турист» так же подкупает зрителя щедростью на сюжетные повороты. Более алчные сочинители по крохе выдавали бы на протяжении двух-трех сезонов, а здесь все они умещаются в шесть часовых серий.
«Турист», впрочем, забирает зрителя не только сюжетом, но и особым подключением к персонажу. Герой Дорнана — человек ниоткуда, которому до определенного момента к лицу любые зрительские проекции. В последний раз трюк такого рода удавалось проделать, кажется, Вачовски в первой «Матрице», тоже построенной как своего рода видеоигра, по правилам которой зритель-игрок выглядел как молодой Киану Ривз. Дорнан в этом качестве смотрится даже лучше: при всей ладности сложения у него такая специфически стертая внешность, что быть он может кем угодно, от зловещего маньяка (как в «Падении») до комического миллионера-садиста (как в «Пятидесяти оттенках серого»).
Герой с амнезией — отличный повод для неоднократной смены личины и неожиданного взвинчивания уровня драмы. Авторы «Туриста» это, к счастью, отлично понимают, так что удары по нервам здесь следуют практически до последней минуты. Если обойтись без спойлеров, то по сочетанию комического и трагического накала сериал неожиданно похож на российский «Вне себя». Да и вообще приключения в глубокой провинции, среди живописных и немного звероподобных типажей — очень близкий отечественному мировосприятию сюжет. Так что вполне можно ожидать, что российские продюсеры вскоре возьмутся за ремейк — например, в антураже знойной Кубани.
Легально сериал доступен в «Амедиатеке» и на «Кинопоиск HD».
Фото: BBC One