У «Серого человека» всего два оттенка серого: Райан Гослинг и Крис Эванс
Братья Джо и Энтони Руссо двумя «Первыми мстителями» и двумя «Мстителями» задали за пять лет канон марвеловского супергеройского кино и довели его до логического завершения настолько, что их стиль к 2019 году и был стилем всего «Марвела».
Три года назад режиссеры стали снимать и другое кино — «Серый человек» стал их второй картиной после окончания работы с кинокомиксовой студией. Видно, что братья повзрослели и теперь хотят высказаться, например, по поводу уважаемого жанра шпионского боевика. Результат оказался зрелищным и слабым одновременно.
Плюсы:
— кажется, братья Руссо хотят создать нового Бонда после того, как продюсеры убили героя Дэниела Крейга. Огромный по любым меркам бюджет «Серого человека» в 200 млн предлагает географию съемок от Флориды до Праги и от Хорватии до Баку через Берлин, в главных ролях — самые востребованные сейчас звезды: Райан Гослинг, который пока только готовится стать слащавым Кеном в «Барби», Крис Эванс, капитан Америка из снятых братьями Руссо марвеловских фильмов, и Ана де Армас — самая горячая сейчас девушка в Голливуде (ждем венецианской премьеры «Блондинки», где она играет Мэрилин Монро). Исполнители ролей поменьше — Билли Боб Торнтон, Элфри Вудард и Вагнер Моура — придают фильму дополнительную солидность. Девять экшн-сцен разной степени зрелищности. С кастингом и размахом порядок;
— как известно, роль положительного героя всегда самая скучная. От Райана Гослинга требуется быть «человеком без свойств», не героем даже, а наоборот — бывшим зэком, которого завербовали в ЦРУ убивать людей. Курт, он же Сьерра 6 (Гослинг, если кто-то еще не понял бондовских намеков, говорит: «Номер 7 был уже занят, когда мне давали мой»), которого называют Шестым, просто делает свою работу, потому что больше ничего не умеет, а потом старается убраться подальше и благодарить судьбу за то, что не оставила его в тюрьме. Ни о каком героизме не может идти и речи. Гослинг всегда на экране был проводником некой пассивности, нежелания быть героем. Его Шестой — логическое продолжение его же персонажей в «Драйве» и «Славных парнях» — желание жить тихой жизнью и не геройствовать без необходимости сделали Гослинга героем в эпоху, когда геройство выглядит в худшем случае самоубийственным, в лучшем — смехотворным;
— зато Крис Эванс со смешными ностальгическими усами как из боевиков 1980-х упивается ролью злодея, которому коррумпированный начальник из ЦРУ поручает убить Шестого любой ценой. Для Эванса это очередная после «Достать ножи» попытка смахнуть с себя героический пафос капитана Америка и показать, что он неплохой комик;
— это киноманское кино, признание в любви мальчишескому жанру боевика с перестрелками, погонями и внутренними цеховыми шутками для понимающих. «Даю 10 миллионов тому, кто нашпигует нашего Кена», — говорит Эванс. Как раз накануне премьеры «Серого человека» 22 июля на Netflix весь интернет взорвался от фотографий Гослинга в роли будущего друга Барби.
Минусы:
— бедной Ане де Армас совсем здесь нечего делать, кроме как время от времени подъезжать к Гослингу в самую сложную минуту и красиво увозить в безопасное место. Всего год назад ее Палома в «Не время умирать» была на экране всего в нескольких сценах, но ее невозможно забыть — это красивая, сложная, остроумная и смелая женщина. В «Сером человеке» ее Дэни фактически третий по важности персонаж, но ничего толком сказать о ней нельзя, серая женщина под стать серому мужчине;
— сюжет «оперативник получает задание убить коллегу, тот перед смертью дает ему флешку, и охотник становится мишенью» тоже своего рода посвящение боевикам 1980-х, но в 2022-м зрители достойны большего. Это избитый сюжет;
— как и психологические проблемы Шестого, который находит в себе силы бороться, вспоминая свое несчастливое детство. Этот «фрейдизм для бедных» в Голливуде используется давно и всегда выглядел манипулятивным штампом;
— интересно, что и в такой несложной стрелялке, как «Серый человек», можно разглядеть как минимум смену мужских амплуа с конца прошлого века до 2020-х. «Серый» Гослинг должен победить обаятельного злодея Эванса хотя бы потому, что он современный экранный типаж, который нравится и женщинам, и мужчинам — первым, потому что хорошенький, вторым, потому что играет сдержанных героев с высоко развитым чувством собственного достоинства и глубоко запрятанной драмой. С таким героем легко себя идентифицировать, для этого не нужно иметь мускулов Вина Дизеля. Гослинг — герой артхауса, попавший в самое пекло блокбастерного экшна, и именно этим он всем нравится. Если бы только ему достались более свежий сюжет и пара дополнительных смешных шуток, это сделало бы его гораздо менее серым.
Фото: Netflix