, 2 мин. на чтение

У «Вождя войны» об истории Гавайев с Джейсоном Момоа есть все шансы стать культовой классикой

Словосочетание «исторический эпос» сегодня вызывает закономерный скепсис. Кино — полнометражное и телевизионное — занято решением насущных вопросов, подкинутых бесконечной повесткой, или жизнеописанием конкретных исторических лиц. Про большие исторические процессы (пусть и национальные) Голливуд говорить не хочет и не находит времени. Тем ярче выглядит на этом фоне «Вождь войны» от Apple TV+ — проект мечты едва ли не самого колоритного из голливудских великанов Джейсона Момоа.

Коренной гаваец по происхождению, Момоа, разумеется, мечтал рассказать историю своей малой родины и заодно сыграть незаурядную главную роль. В центре сюжета здесь Каиана — выдающийся военачальник гавайского королевства Мауи, который бросил карьеру и бежал в соседнее королевство Кауаи. Между четырьмя островными государствами (другие два — Оаху и, собственно, Гавайи) идет война, в которой Каиана участвовать не желает, предпочитая семью и земледелие. Вместо этого он побывает на Аляске и Филиппинах, выучит английский и сыграет решающую роль в объединении островов в Королевство Гавайи.

Эта история разворачивается на рубеже XVIII и XIX веков, но все знания о внешнем мире у островитян ограничиваются визитом Джеймса Кука. Они не пользуются не то что огнестрельным, но даже холодным оружием, ходят в диковинных меховых нарядах и набедренных повязках. Эта жизнь поэтична и жестока, так что при ее описании ничего не стоит впасть в одну из крайностей. Однако Момоа и его соавтор, тоже местный, Томас Паа Сиббет добились штучной выделки, благодаря которой шоу не затеряется в современном океане телешоу где-то между «Сегуном» и «Первозданной Америкой».

Зритель сразу оказывается в гуще событий: Каиана ловит акулу за плавник, солнце слепит, пейзажи как во «Властелине колец» (благо снимали Гавайи эпохи Просвещения тоже в Новой Зеландии). За визуальный стиль отвечают постановщик Джастин Чон и операторы Мэттью Чуан и Майкл Снайман. Последний снимал Момоа в шоу «Видеть» — проекте Apple TV+, благодаря которому, надо полагать, «Вождь войны» и получил зеленый свет. Причем получил своевременно: 46-летний Момоа в расцвете сил и энергии. За 20 лет он побывал «спасателем Малибу» и привык, что к нему относятся как к Памеле Андерсон. Затем он показал себя с иной стороны в «Игре престолов», стал залогом успеха «Аквамена» и попробовал себя в качестве режиссера и сценариста. Прямо сейчас ему предстоит визит на Венецианский фестиваль с фильмом Джулиана Шнабеля «В руке Данте», где его партнерами стали, например, Мартин Скорсезе и Аль Пачино.

«Вождь войны» — это шаг в том же направлении пусть массового, но все же искусства. Момоа не побоялся написать сценарий на гавайском (смотреть лучше с субтитрами), а повествование выстроил скорее в духе «Храброго сердца», чем морально устаревших пеплумов типа «Гладиатора». В итоге этот сериал интересно смотреть не только по этнографическим, но и по чисто человеческим причинам — как редкое чисто приключенческое шоу с сильной исторической основой.

«Вождь войны» выходит в момент, максимально не подходящий для проектов, требующих от зрителя внимания и сосредоточенности. Рынок сериалов перенасыщен, публика перекормлена до последних пределов и не знает, чего хочет. С известной уверенностью можно утверждать, что сейчас провалилась бы даже «Игра престолов». Тем не менее очевидно, что лучшие пройдут проверку временем и у «Вождя войны» есть все шансы стать культовой классикой — сейчас или пару поколений спустя, в сущности, не так важно.

Фото:  Apple TV+