Геннадий Устиян

Уму Турман распирает криминальный талант в сатире на арт-мир «Искусство по понятиям»

3 мин. на чтение

После небольших работ в кино («Шеф Адам Джонс», «Дом, который построил Джек», «Красный, белый и королевский синий») и посерьезнее — в сериалах («Под подозрением», «На взводе: Битва за Uber») Ума Турман вернулась к главным ролям. В «Искусстве по понятиям» (в кинотеатрах с 14 сентября, за две недели до премьеры в Америке) актриса играет хозяйку галереи, которая берется отмывать преступные деньги и случайно, по дороге, открывает новое имя для современного искусства. Конечно, это все несерьезно.

Плюсы:

— лучшее, что здесь есть — звездный тандем Умы Турман и Сэмюела Л. Джексона. После «Криминального чтива» прошло 30 лет, а его звезды снова работают вместе (здесь бы добавить, что «Искусству по понятиям» очень далеко до «Криминального чтива», но это и так очевидно);

— гораздо больше «Искусство по понятиям» напоминает «Будь круче» 2005 года (тоже с Умой Турман, кстати), сиквел «Поймать коротышку». Если последний (и первый по хронологии) фильм был о слиянии криминала и кинобизнеса, а «Будь круче» плавно перескакивал на музыкальную индустрию, то в новой картине, как ясно уже из названия, криминальный элемент проникает в мир искусства. Турман играет хозяйку галереи Program Патрис Капулло, которая переживает не лучший период в жизни. Дождавшиеся известности художники уходят в другие, более престижные галереи, которые устраивают в день вернисажа настоящие ужины, а не жалкие фуршеты, картины последнего открытия Патрис — молодой художницы Грейс (Майя Хоук, дочь Турман и Итана Хоука) — никто не хочет покупать, на хорошего пиар-менеджера нет денег — в общем, есть от чего сидеть в кабинете и закидываться аддеролом (за который галеристка задолжала). Спасение приходит неожиданно, когда заглянувший за долгом драгдилер рассказывает бандиту Гордону (Сэмюел Л. Джексон) про новый способ отмывки денег — войти в бизнес с галеристкой-неудачницей. Гордон договаривается с Патрис, но есть одна проблема — деньги у него есть, но чьи картины покупать? Не настоящих же художников — это не проведешь по бухгалтерии. Так Гордон уговаривает своего товарища, наемного убийцу Реджи (Джо Манганиелло), набросать на холст красок — какая разница, что намалевано, если никто это выставлять не будет? Но стажерка Лесли (Эми Кым), узнав о единственной за долгое время сделке начальницы, обходит весь город с новостью, что Патрис открыла новую звезду, чью первую же картину продали за 150 тысяч. Нужно срочно придумать киллеру легенду, а так как он любит использовать в своих работах полиэтиленовые пакеты, то псевдоним придумывается быстро — Пакетчик;

— здесь есть обязательные русские бандиты — папа Андрей и сын Антон Горличи, которых играют актеры из Восточной Европы;

— связь преступного мира с искусством показана в первых же сценах фильма — Реджи убивает хозяина бакалейной лавки, тащит его по полу, и черные следы от его ботинок на полу смонтированы с линиями на картине художницы в галерее;

— Ума Турман весь фильм не выпускает бокал с вином из рук. Хорошо же думают о людях искусства в Голливуде;

— Гордон называет первую картину Реджи «Смурф с диареей». В общем, это самое распространенное мнение «обычной» публики, впервые попавшей в галерею современного искусства;

— некоторые персонажи из арт-мира, например всесильный критик Максин Вудс по кличке Кимоно (Деби Мазар), и так всегда вели себя как бандиты;

— фильм сняла Николь Паоне, известная по комедии трехлетней давности «День друзейдарения». «Искусство по понятиям» показывает явный прогресс жанровых возможностей режиссера;

— при всей поверхностности фильма (в развлекательном кино серьезный разговор об искусстве вряд ли и возможен) вдруг проскальзывают моменты, которые вызывают к нему уважение. Когда Реджи спрашивает Патрис, какой ее любимый художник, она не отвечает какую-то банальность, а называет голландца Баса Яна Адера, который обставил собственную смерть, исчезнув в океане на парусной лодке. Видно, что Патрис хорошо училась и много смотрела.

Минусы:

— конечно, перед нами сатира, и все же в любом фильме должен быть хоть один некарикатурный персонаж;

— люди из мира искусства скажут вам, что мир contemporary art в фильме показан как минимум наивно.

Фото: «Централ Партнершип»

Подписаться: