Впервые на экране Джек Ричер появился девять лет назад, когда Том Круз решил, что ему мало франшизы «Миссия: невыполнима», и попытался обзавестись еще одним киносериалом.
Фундамент был самый что ни на есть благоприятный — бесконечная (в этом году выйдет 27-я книга) серия писателя Ли Чайлда. Выдуманный британским детективщиком герой идеально подходит для экранизации: бывший военный инспектор без страха и упрека, который постоянно встревает в интересные истории и принципиально нигде не задерживается. Его кредо буквально так и звучит: «Я не бродяга, я бомж». Версия Круза, подписавшего на проект соратника, режиссера Кристофера Маккуорри, стартовала эффектно — среди прочего, русского (!) злодея в фильме сыграл великий баварский постановщик Вернер Херцог. Однако фанаты книг приняли картину с прохладцей, а второй фильм, вышедший через три года, получился еще менее удачным. После него Круз полностью переключился на «Миссию» и освободил дорогу последователям.
Теперь за приключения Ричера взялся сервис Amazon, а главного героя сыграл 39-летний Алан Ритчсон, который, будем откровенны, куда больше похож на двухметрового амбала, каким Ричер изображен в книге. Даже Ли Чайлд, который и первой экранизации был рад, сказал, что на сей раз более доволен кастингом. В основе первого сезона лежит дебютный роман серии «Этаж смерти». Ричер приезжает в захолустный городок Макгрейв в Джорджии, поскольку узнает, что здесь умер его любимый блюзмен. По случайности его тут же арестовывают за совсем свежее убийство, в котором вскоре признается перепуганный местный финансист (Марк Бендавид). После признания он исчезает, а Ричер выясняет, что убитым является его родной брат, так что в Макгрейве ему приходится задержаться, заручившись поддержкой местных копов Финли (Малкольм Гудвин) и Роско (Уилла Фицджералд).
Надо сказать, что фанатам романов Чайлда роптать не на что: сериал принципиально бережно обращается с первоисточником. Рецепт обаяния Ричера заключается в том, что он одинаково успешно пользуется дедуктивным методом и ломает кости. И то и другое он в каждой серии делает достаточно часто и изобретательно, чтобы пробудить почти в каждом зрителе восторженного ребенка, впервые увидевшего, например, фильм «Коммандо» со Шварценеггером. Уровень детективной интриги здесь почти такой же: герой, хоть и умен, все равно движется сквозь картину с грацией и эффективностью стенобитного орудия. Фокус в том, что он имеет на то все основания: Ричер — редчайший сегодня случай по-настоящему положительного героя, при этом еще и цельного, как колода для рубки мяса.
Именно это обстоятельство и заставило некоторых критиков возмущаться примитивностью сериала, однако на iMDb у него уже рейтинг 8,6 — зрители в восторге. По всей видимости, многие устали от сложных, амбивалентных характеров и излишне остроумных драматургических построений. Одной из причин провала экранизаций с Крузом была все-таки некоторая сложность персонажа. В версии Amazon от этих глупостей успешно избавились. «Джек Ричер» — это сериал, в котором «хорошие» побеждают «плохих», причем никаких сомнений в выборе стороны у зрителя возникнуть не может чисто технически. Одни негодяи падают от рук и ног Джека почти сразу после появления на экране, другие настольно отвратительны, что возмездия через пару эпизодов им явно не миновать. Секрет же зрительской популярности здесь в абсолютной достоверности интонации — никакой фиги в кармане у стоеросового героя нет. Ричер дарит редкое по нынешним временам чувство защищенности. Во всяком случае, если вы живете в США. Единственное, к чему можно придраться, так это к тому, что Ритчсон все-таки не Шварценеггер. Однако к этому актеру, возможно, тоже стоит присмотреться повнимательнее — в конце концов, в Ченнинге Татуме тоже сперва видели просто качка с телячьим обаянием, а теперь он уже дебютирует в режиссуре.
Фото: Amazon Prime Video