В «Бандах Лондона» британские злые улицы топит в крови современный Гамлет
Вроде бы уже давным-давно лондонские гангстеры разобрались с тем, кто и в каких пропорциях торгует оружием, кто строит небоскребы, а кто заваливает улицы дешевым героином.
Однако баланс вновь нарушен из-за убийства в бедном квартале самого главного босса — Финна Уолласа (Колм Мини). Маститого мафиози вроде бы пристрелили какие-то гопники, но их кто-то нанял, а значит, необходимо расследование. Наследник Финна Шон Уоллас (Джо Коул) вместо того, чтобы взять себя в руки и принять унаследованную империю, собирается топить британскую столицу в огне и крови, пока не узнает, кто убил родителя. Подконтрольные бандиты самых разных национальностей норовят устроить передел, видя нестабильность нового начальника. Со стороны правоохранителей сложившаяся ситуация тоже открывает окно возможностей, и вот в ближайший круг Шона уже втирается чернокожий коп под прикрытием Эллиотт Финч (Сопе Дирису). И наконец, за всем этим внимательно наблюдает серый кардинал империи Уолласов — ближайший друг убитого Эд Думани (Лусиан Мсамати), который явно знает о происходящем больше, чем считает нужным говорить.
Эту многофигурную композицию придумал шоураннер Гарет Эванс — проживший большую часть жизни в Индонезии валлиец, постановщик экшн-дилогии «Рейд». Не считая промежуточного хоррора «Апостол», «Банды Лондона» для Эванса — полноценное возвращение на родную землю. Обставлен камбэк был с крайней помпезностью. Сериал ждали и поклонники грязных британских криминальных драм, и почитатели более китчевой инкарнации жанра в духе «Острых козырьков». Последнее обстоятельство обусловлено исполнителем одной из главных ролей — Джо Коул выбыл из «Козырьков» два сезона назад, но успел стать одной из главных звезд сериала.
На практике оказалось, что «Банды» в известном смысле такой же криминальный «Гамлет», каким были в свое время американские «Сыны анархии». Англичане на обращение к Шекспиру имеют больше оснований и к тому же действуют энергичней: плотность действия в сериале такая, что некоторые сцены приходится пересматривать, дабы понять, что здесь вообще происходит.
Уже по второму «Рейду» было ясно, что у Эванса большие драматургические амбиции. Ему очень хочется, чтобы героев было много, а отношения между ними были максимально непростыми. Выдержать нужный тон удается не всегда: история про звероподобных гангстеров временами пикирует в какую-то не слишком уместную (хоть и хорошо снятую) мелодраму. В частности, дважды повторять кадр, в котором герой драматично разглядывает себя в разбитом зеркале, наверное, все же не стоило. Временами кажется, что перед нами не суровая британская драма, а скорее криминальное мыло в духе приснопамятного сериала «Спрут». Впрочем, не заскучать помогает гений места — вязкий драйв лондонских «злых улиц» здесь полноценное (и порой главное) действующее лицо.
Сам же Эванс компенсирует недостатки сюжетостроения, когда дело доходит до боевых сцен, в которых ему почти нет равных. Одна из лучших серий здесь представляет собой вставной сюжет, но назвать его лишним не повернется язык — так лихо и уместно здесь дерутся и стреляют. Эванс обладает редким для европейца талантом не просто изобретательно придумывать экшн, а чувствовать музыку, живопись и драматургию членовредительства. Его герои, как и в первом «Рейде» (по-прежнему самой удачной его работе), умеют безупречно и полно выражать себя через насилие. Ради соответствующих эпизодов (которых здесь, к счастью, хватает) девять серий «Банд Лондона», безусловно, стоит увидеть. Ну и еще ради того, чтобы понять, насколько уместно лежащая здесь в основе гамлетовская интрига иллюстрирует расхожий тезис о погружении нашего мира в эпоху нового Средневековья.
Фото: A sky original