Геннадий Устиян

В «Безумном кино для взрослых» румын Раду Жуде показывает ханжам средний палец

2 мин. на чтение

В начале нового фильма румынского режиссера Раду Жуде, за который он получил главный приз последнего Берлинского кинофестиваля, преподавательница престижной школы Эми (Катя Паскариу) идет по Бухаресту домой к начальнице, директору школы.

Камера долго следует за Эми, мы видим, как она идет по перекопанной улице с вечным ремонтом, как ругается с водителем, припарковавшимся на пешеходном переходе, а фоном идут ларьки, обмены валюты, продуктовые и еще ларьки с дешевыми товарами для бедных людей. Это город-рынок, город-стройка, но не город для комфортной жизни.

Неудивительно, что в фильме все на взводе, включая Эми. Кто-то слил в интернет секс-видео, которое записал ее муж Эуджен, и теперь Эми грозит увольнение. По дороге она покупает начальнице цветы. Здесь вообще часто дарят друг другу цветы, это такой оставшийся из социализма ритуал, как бы проявление внимания, но скорее похоже на взятку — директор получает даже два букета за день.

«Безумное кино для взрослых» (сначала название перевели как «Неудачный трах, или Безумное порно», но после скандала изменили) поделено на три части. Первая и третья игровые, серединная похожа на иллюстрированный справочник, составленный по алфавиту. Смысл второй части — теоретически обосновать абсурдность истории Эми. Мир сошел с ума, говорит Жуде. Одни и те же люди, которые проповедуют веру в Христа, охотно участвуют в казнях, а Чаушеску во второй половине XX века использовал рабский труд 20 тысяч человек при строительстве дворца парламента. При этом те же люди, которые мирятся с собственным унизительным уровнем жизни, готовы порвать хорошую учительницу, просто мирно занимающуюся сексом с собственным законным мужем.

К финалу «Безумное кино для взрослых» (в кинотеатрах с 16 сентября) больше всего начинает напоминать «Гараж» Эльдара Рязанова. Здесь тоже взрослые вроде люди собираются голосовать, оставить или нет Эми на работе, но так распаляются, что собрание заканчивается обычной бабьей склокой и обвинениями в работе на «Моссад». Жуде показывает контекст скандала: Эми, проходящую под рекламным щитом с надписью «Мне нравится поглубже», и требующих увольнения родителей ее учеников, воплощение старых комплексов жителей страны соцлагеря, показной веры в приличия и бытового пещерного шовинизма. Эми здесь единственный положительный персонаж, человек, который хочет просто жить и заниматься своим делом. Жуде показывает ее как представительницу старой доброй классической либеральной нормы, которую сейчас обступили радикалы с обоих политических полюсов, перекрикивая друг друга. Чтобы не сойти с ума, таким людям приходится просить в аптеке ксанакс, и то им его не выдают, потому что нужен рецепт (к тому же приходится постоянно поправлять маски — «Безумное кино для взрослых», пожалуй, первый фильм, издевающийся еще и над ковид-паранойей). Но лучше посмотреть фильм Жуде — он показывает, что нормальные люди, трезво и при этом оригинально смотрящие на мир, к счастью, еще есть.

Фото: Capella Film

Подписаться: