В «Битве за битвой» с Леонардо ДиКаприо побеждает Шон Пенн
Пол Томас Андерсон легко мог оставить время действия книги «Винляндия» Томаса Пинчона (чей «Врожденный порок» режиссер уже экранизировал десять лет назад) на месте — там герои в 1980-х вспоминают ошибки, совершенные в безумную «хиппи-эпоху любви» 1960-х. Но автор «Нефти» и «Ночей в стиле буги» поместил действие нового фильма по Пинчону в наши дни, и на экране благодаря этому происходит взрыв — как мы видим, в мире за полвека изменилось все, но не изменилось ничего. «Битва за битвой» вышла в прокат США 26 сентября, у нас фильм можно посмотреть онлайн у пиратов.
Плюсы:
— участники калифорнийской повстанческой группы French 75 Пэт по прозвищу Рокетмэн (Леонардо ДиКаприо со смешным хвостиком) и его любимая женщина, представляющаяся Перфидией Беверли-Хиллз (Тейяна Тейлор), объявили войну властям, нападая на центры содержания иммигрантов на границе с Мексикой. Во время одного из таких рейдов Перфидия натыкается на капитана Стивена Локджоу (Шон Пенн), которого скорее в шутку заставляет вызвать у себя эрекцию, что тот с охотой и делает. Возбудившийся капитан начинает преследовать девушку, которой тоже явно нравятся их тайные садо-мазо-встречи в отеле. Когда Перфидию наконец задерживают во время очередного нападения на банк, Локджоу обещает включить ее в программу по защите свидетелей и помочь скрыться в обмен на имена сообщников. Спустя 16 лет Пэт, сменивший имя на Боба Фергюсона, воспитывает их с Перфидией подросшую дочь Уиллу (эта роль сделала дебютантку на большом экране Чейз Инфинити звездой в одночасье), которую разыскивает Локджоу — дослужившийся до полковника консерватор подозревает, что именно он отец девочки-мулатки, то есть, как говорят его друзья-расисты, «испачкал член»;
— Пол Томас Андерсон обычно создает стилизованные миры, далекие от современности: действие его «Нефти» происходило в начале XX века, «Ночей в стиле буги» о порноиндустрии — в конце 1970-х, а «Призрачной нити» о доме haute couture — в Лондоне 1950-х. «Битва за битвой» как будто открыла режиссеру и сценаристу глаза на то, что происходит в его стране и мире прямо сейчас. Новый фильм, к счастью, не бьет зрителей политической повесткой по голове, напротив, это легкий и развлекательный, местами очень смешной фильм с большим количеством погонь и в целом экшна, который, впрочем, не оставляет вопросов, на чьей стороне его автор. Возможно, мир и разделился на два лагеря, готовых драться до смерти, но есть вещи поважнее, например безопасность единственной дочери (у Пола Томаса Андерсона четверо детей, так что он знает, о чем говорит);
— конечно, каждый раз, когда идет речь о фильме Андерсона, нельзя не начать восхищаться актерами, с которыми уж он-то работать умеет. Леонардо ДиКаприо до сих пор кусает локти, вспоминая, как отказался от главной роли в «Ночах в стиле буги» из-за «Титаника». Тут у него появилась возможность поработать с одним из своих любимых режиссеров, он ее на этот раз не упустил и выложился сполна. Его Боб, полфильма бегающий по полям и проселкам в старом домашнем халате, — один из самых жалких и одновременно героических персонажей года. Боб посвятил свою жизнь дочери, и когда за ней заезжают друзья, чтобы отвезти на вечеринку, шепчет главному претенденту в ухажеры: «Я сделаю с твоей семьей все то, что ты сделаешь с Уиллой». Поколение, выросшее на фильмах с ДиКаприо, часто забывает, что ему уже 50 — в «Битве за битвой» в его глазах появляется такая мягкость и теплота, предназначенная, конечно, только дочери, как будто актер готовится стать лучшим экранным отцом в ближайшие еще лет двадцать. Перед нами новый ДиКаприо — не герой-любовник, не герой совсем, но герой поневоле;
— и даже при такой хорошей работе, которую проделал ДиКаприо, в этом фильме глаза невозможно оторвать от другого актера, играющего его кровного врага. Солдафон Шона Пенна настолько достоверен, что еще одна лишняя деталь, одно движение, и получится карикатура. Обладатель двух «Оскаров» Пенн явно идет на третий, во всяком случае, получить за роль Локджоу «Оскар» за роль второго плана было бы справедливо — настолько он хорош. Ну и, конечно, очень важно не забыть отметить Бенисио Дель Торо в роли Сенсея — преподавателя Уиллы по карате и по совместительству ангела-хранителя мексиканских иммигрантов — именно кусок с ним делает серьезную «Битву за битвой» комедией. Дель Торо здесь вызывает хохот, просто как будто ничего не делая, это большое мастерство;
— по поводу «Оскаров». В истории американского кино было много случаев, когда достойные высших наград кинематографисты не получают их из-за невезения (или сговора академиков). За последние почти три десятилетия Андерсон номинировался на 11 режиссерских и сценарных «Оскаров», но статуэтка каждый раз доставалась другим. Его преданные поклонники, среди которых и автор этой статьи, считают, что не дать «Битве за битвой» «Оскар» за режиссуру, сценарий или лучший фильм будет величайшим ограблением в истории кинонаград. 2025-й должен стать годом извинений перед одним из лучших режиссеров нашего времени;
— это один из самых антирасистских фильмов, где ни разу не упоминается Black Lives Matter;
— как у любого хорошего фильма, у «Битвы за битвой» есть параллельный пласт — культурный. Андерсон подтверждает сознательное влияние «Большого Лебовски» (особенно когда появляется ДиКаприо в халате), вестернов Серджио Леоне и — в сценах с автопогонями — «Дуэли» Спилберга. В одной сцене Боб, напившись и накурившись, смотрит по телевизору «Битву за Алжир» Джилло Понтекорво, которая долго была запрещена к показу во Франции как повстанческая пропаганда. Андерсон выстраивает ассоциативный ряд даже в деталях, напоминая зрителям, с каким кино хочет поставить рядом «Битву за битвой»;
— Андерсон проводит нас по крайностям американской жизни — действие сворачивает то в монастырь, где сестры выращивают марихуану, то в клуб «Рождественские искатели приключений», который оказывается расистской масонской ложей, то в перевалочный пункт для мексиканских иммигрантов. Противостояние консерваторов с бунтарями происходит в наикомичнейших декорациях. Здесь много тоннелей, тайных ходов, которыми люди пользуются, чтобы скрыть свою «неофициальную» жизнь, причем пользуются ими представители обеих крайностей американской политики;
— при всей камерности сюжета об одной слегка безумной семье «Битва за битвой» — едва ли не самый колоссальный проект Андерсона с бюджетом 140 млн долларов и хронометражем 162 минуты, которые тем не менее пролетают быстро — режиссер регулярно подбрасывает что-то, что не дает зрителям заскучать.
Минусы:
— их нет, разве что по законам жанра хотелось бы знать, что все-таки случилось с Перфидией. До встречи на вручении «Оскаров», до которого Андерсону еще предстоят битва за битвой.
Фото: Warner Bros. Pictures


