В «Чудовище должно умереть» за саспенс отвечают Джаред Харрис и его отрицательное обаяние
«Я собираюсь убить человека. Я не знаю, как его зовут. Не знаю, где он живет. Не представляю, как он выглядит. Но я собираюсь его найти и убить».
Такую клятву дает самой себе Фрэнсис Кейрнс (Каш Джамбо) — школьная учительница и безутешная мать, шестилетнего сына которой сбил на дороге какой-то лихач. Личность убийцы или хотя бы марку его машины полиция сонного острова Уайт установить никак не может. Тогда Фрэнсис забирает оставшееся от мужа наследство, меняет фамилию и прическу и отправляется вести собственное расследование. Вскоре оно приводит женщину в дом Джорджа Рэттери (Джаред Харрис) — обеспеченного домашнего тирана, который крутит роман с невесткой (Миа Томлинсон) и любит быструю езду. Параллельно дело пытается распутать прибывший на остров Уайт молодой полицейский Найджел Стрейнджуэйс (Билли Хоул), который страдает от панических атак и посттравматического стрессового расстройства.
Собственно, Стрейнджуэйс — герой двух десятков романов, написанных Сесилом Дэй-Льюисом под псевдонимом Николас Блэйк. Писатель, поэт и переводчик Дэй-Льюис при помощи Блэйка и Стрейнджуэйса в свое время обеспечил себе возможность заниматься только литературой — денег хватало благодаря популярности детективного жанра. Сегодня эти романы уже подзабыты, зато один из них вот уже в третий раз становится материалом для кинематографического осмысления. Впервые «Чудовище должно умереть» поставили в Аргентине, затем роман экранизировал Клод Шаброль, который перенес действие из Великобритании во французскую Бретань и редуцировал присутствие Стрейнджуэйса.
Вероятно, именно опыт Шаброля вдохновил британскую сценаристку Габи Чьяппе, которая занималась переносом романа Блэйка в современную Великобританию для новой шестисерийной экранизации. Белый мужчина-писатель, потерявший ребенка, превратился здесь в чернокожую учительницу, которая врет про то, что собирается написать детектив, чтобы втереться в доверие убийцы и членов его семьи. Личность негодяя тоже вполне очевидна уже при беглом взгляде на промо-материалы «Чудовища». Джаред Харрис, конечно, очень убедительно перевоплотился в Валерия Легасова для «Чернобыля», но так просто отрицательное обаяние этого замечательного артиста не перебить. Именно Харрис отвечает в сериале за саспенс. С момента его появления в кадре мутноватое посттравматическое варево начинает заметно искрить — с такой силой, что заряда вполне хватает до эмоционального финала.
Концовка, кстати, вроде бы не предполагает продолжения, но планы канала BritBox, заказавшего Чьяппе «Чудовище должно умереть», простираются дальше очередной ревизии жанра. Второй сезон уже заявлен, а значит, речь идет о возвращении Найджела Стренджуэйса и выходе героя на первый план. Нечто подобное канал HBO недавно пытался проделать с Перри Мейсоном, но приключения Стрейджуэйса выглядят более интригующе. Прежде всего потому, что «Чудовище» — это уже почти совсем не детектив, а скорее увлекательная психологическая драма вроде тех, в которые на BBC недавно превратили детективы Агаты Кристи. И тем более интересно посмотреть на становление Стрейнджуэйса, поскольку сам Блэйк придумывал персонажа, опираясь на характер своего друга Уистена Хью Одена — гениального поэта, который был кумиром Иосифа Бродского.
Легально сериал доступен в «Амедиатеке».
Фото: Britbox