В «Чужом: Ромул» ксеноморфы и роботы играют гораздо лучше людей
В 2017-м, когда мы последний раз виделись с Чужими в кино, все закончилось тем, что робот Уолтер в исполнении Майкла Фассбендера выплевывал в «Чужом: Завет» под Вагнера капсулы со смертоносными личинками, чтобы заселить «самыми совершенными существами» новые планеты. Этот неожиданный финал можно считать трагическим, а его предсказание о том, что именно искусственный интеллект изобретет орудие уничтожения человечества, звучит в 2024-м как нельзя кстати. Но фильм показался зрителям семь лет назад слишком умным (или слишком скучным?) — «Завет» собрал в мировом прокате «всего» 240 млн долларов, что при бюджете 97 млн до трат на рекламу считается недостаточным для запуска сиквела.
Но сидеть на такой перспективной теме и не зарабатывать на ней тоже странно. Первые два фильма — «Чужой» Ридли Скотта, отмечающий в этом году 45-летний юбилей, и «Чужие» Джеймса Кэмерона — классика мирового кино, поклонники пересматривают их каждый раз, когда есть возможность. Студия XX Сentury Fox просто не хотела переусложнять мифологию Чужих и вместо продолжения «Завета» решила снять простоватую стрелялку — сейчас считается, это именно то, что нужно выросшей на видеоиграх молодежи (Ридли Скотт выступает одним из продюсеров, поэтому не в обиде). Результат и радует, и огорчает.
Плюсы:
— видно, что «Ромул» — полная противоположность тому, что хотел сказать Ридли Скотт в предыдущих фильмах — «Прометее» и «Завете». Там, где у Скотта были библейские и древнегреческие отсылки и попытки зарифмовать гибель цивилизации с ее зарождением, у режиссера-уругвайца Феде Альвареса, известного по психологическому хоррору 2016 года «Не дыши» — беготня от Чужих по заброшенной станции. Действие происходит через 20 лет после событий первого «Чужого» — в 2142-м главная героиня Рэйн (Кэйли Спэни) и ее персональный робот Энди (Дэвид Джонссон) с колонии Звезда Джексона соглашаются помочь парню Рэйн и его брату пробраться на бесхозный корабль и унести оттуда криогенные капсулы. Конечно, их там поджидают Чужие и — неожиданно — робот Эш (компьютерно оживленный умерший четыре года назад Йен Холм из первого «Чужого»). В этот момент ожидание экшна в духе Джеймса Кэмерона заставляет сердце биться чаще — кажется, что во франшизе о Чужих еще теплится жизнь;
— потрясающая сцена, где Рэйн в невесомости расстреливает целую толпу Чужих, одновременно уворачиваясь от летящей на нее крови-кислоты;
— цитаты из предыдущих любимых фильмов. «Синтетик» Энди, защищая хозяйку Рэйн от Чужого, даже выкрикивает: «Оставь ее в покое, тварь» — один в один как Сигурни Уивер в «Чужих» Джеймса Кэмерона.
Минусы:
— «Ромул» (в кинопрокате США с 16 августа, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) упивается тем, что мы и так видели много раз, в сценах, где новорожденный Чужой пробивает грудную клетку жертвы. Финал фактически повторяет последние сцены «Чужого 4» Жан-Пьера Жене, снятого еще в 1997-м;
— о связи смерти и секса в мифологии «Чужого» написаны тома — не нужно читать все работы Фрейда, чтобы увидеть в созданной художником Гигером еще для первого фильма 45 лет назад фаллообразной голове монстра эротизацию насилия. В предыдущих фильмах секс являлся даже чем-то вроде прелюдии для насилия — в третьем «Чужом» Дэвида Финчера и в «Завете» Ридли Скотта тварь нападала или сразу после секса между героями, или даже во время. Феде Альварес максимально ушел от этой темы — «Ромул» не только примитивнее «среднестатистического» фильма о Чужих, но и целомудреннее — так Голливуд пытается расширить свою аудиторию за счет детей, но разочаровывает взрослых зрителей;
— каждый из старых, классических «Чужих», вышедших в 1970–1990-х, имел свой стиль и тему. Первый фильм Ридли Скотта предлагал противостояние человека монстру, к финалу — один на один в смертельной битве за космос. Второй, «Чужие» Джеймса Кэмерона, умножил все это на тысячу и стал идеальным блокбастером 1980-х. В третьем дебютант тогда в кино Дэвид Финчер вернул мифологию к камерности первой части, поместив действие в инопланетную тюрьму, а четвертый фильм, барочно избыточный, снятый кинофокусником-французом Жан-Пьером Жене, ставил жирную точку в мутациях монстра в человека (и наоборот). «Ромул» ничего нового не предлагает, тут просто толпу неинтересных героев (нельзя ведь сравнить Кэйли Спэни с Сигурни Уивер) отдают на съедение ксеноморфам, и ты как зритель даже не испытываешь к ним сочувствия, потому что ничего для этого не сделано. По хронологии «Ромул», может, и стоит между первым и вторым «Чужими», но по качеству плетется на седьмом месте — хуже только два неудачных фильма нулевых годов из цикла о Чужом против Хищника.
Фото: 20th Century Studios