В «Дневной смене» вампиры идут в риелторы, и это смешно
Есть такая популярная теория, что фильмы о зомби снимаются в Америке во время правления республиканцев (и либеральный Голливуд отвечает картинами об ужасах выхода из тьмы полчищ неотличимых друг от друга покойников из прошлого), а фильмы о вампирах — в сроки президенства демократов (как правило, вампиры — сексуальные и хорошо образованные иностранцы, пьющие кровь доверчивых «простых людей»).
«Дневная смена» укладывается в эту концепцию — речь в фильме, снятом во время правления демократа Байдена, идет о вампирах, которые решили подмять под себя рынок недвижимости в калифорнийской долине Сан-Фернандо. Как уже понятно из описания, перед нами комедия, а жанр вампирской комедии — один из самых сложных, один неверный шаг — и авторы попадают, учитывая давность традиций вампирского жанра, на территорию пародии.
Плюсы:
— дебютировавший в качестве режиссера постановщик трюков Джей Джей Перри — уважаемый профи, который работал среди прочего на съемках «Блэйда» еще четверть века назад, а также «Последнего охотника на ведьм». Перри знает, как выгодно показать охоту на вампиров — несколько экшн-сцен «Дневной смены» потрясающе сделаны, есть даже несколько новаторских — в сцене погони, например, главный герой находит небанальный способ проехать на своей разваливающейся колымаге через тоннель, в который машина иначе бы просто не въехала;
— Джейми Фокс в главной роли охотника на вампиров Бада Яблонски, который для прикрытия говорит бывшей жене, что чистит бассейны (и в самом начале фильма действительно вылавливает пустые бутылки и утонувших енотов). Когда с вампирами борется при помощи деревянных пуль и серебряных нитей обладатель «Оскара» (за исполнение роли Рэя Чарльза в 2004-м), как-то происходящее на экране безобразие выглядит солиднее;
— Баду нужно за три дня добыть 10 тысяч долларов, чтобы оплатить школу дочери Пэйдж (Цион Броднакс), иначе бывшая жена Жослен (Миган Гуд) увезет ее к своей матери во Флориду. Единственный способ заработать деньги — убить побольше вампиров, которых в последнее время развелось в долине Сан-Фернандо как грязи — за клыки можно получить вознаграждение как в официальном пункте приема, так и на черном рынке. Бад даже готов вернуться в союз охотников на вампиров, откуда его когда-то выгнали за многочисленные нарушения. Вернуться ему помогает старый друг Большой Джон по прозвищу Черный Ковбой — учитывая, что его играет Снуп Догг, стоит оценить иронию: в классическом Голливуде ковбоями были сплошь белые. Союз выдает Баду самого никчемного напарника на свете — бухгалтера Сета (Дэйв Франко), который боится оружия, блюет при виде отлетающих вампирских голов и максимум о чем мечтает — подсидеть старшего бухгалтера, тучную даму по имени Кэрол. Бада и Сета определяют в дневную смену, что приводит главного героя в ярость по понятным причинам — днем вампиры спят и прячутся. И все же он находит способ выкурить их из дневных укрытий — очень нужны деньги;
— надо отдать должное режиссеру Перри — перед нами не только вампирский экшн, но и бадди-комедия о двух героях, между которыми нет ничего общего — в фильме даже есть довольно смешной диалог о достоинствах подростковой вампирской саги «Сумерки», смешным его делает то, что фильм обсуждают взрослые мужики. Здесь есть и другие находки — например, гранаты с чесноком и опилками и крем из панциря пустынной черепахи, которыми обмазываются вампиры, чтобы не сгореть.
Минусы:
— «Дневной смене» искренне и местами удачно удается развлечь зрителей, но к финалу она скатывается до уровня обычной экшн-халтурки от Netflix (премьера на стриминговом сервисе состоялась 12 августа). В какой-то момент Перри пытается сказать нечто важное о том, что хороший человек может оказаться вурдалаком и наоборот, но он упускает этот шанс ради очередной банальности;
— после успеха постановщиков трюков Чада Стахельски и Дэвида Литча, которые с «Джоном Уиком» перешли в режиссуру проектов класса «А», все больше коллег следуют их примеру. Как показывает «Дневная смена» (и недавний «Быстрее пули» Литча), к каждому каскадеру, решившему стать режиссером, нужно приставить крепкого сценариста, иначе ничего хорошего не выходит;
— неинтересные и совсем не страшные вампиры.
Фото: Netflix