, 3 мин. на чтение

В «Долине смерти» следствие ведет энергичный и крайне обаятельный дилетант

Состоятельный валлийский застройщик найден с дырой в голове в собственном кабинете. Рядом лежит пистолет, так что официальная причина смерти — самоубийство. Детектив сержант Джени Маллоуэн (Гвинет Киворт) для проформы проводит опрос соседей и в процессе случайно узнает в заросшем клочковатой бородой склочном старике актера Джона Чепела (Тимоти Сполл). Когда-то Чепел был звездой детективного телесериала «Сизар», который недавно помог Джени пережить личную трагедию. Сам Джон ушел на пенсию после смерти жены и теперь тихонько угасает на лоне природы. Визит Джени пробуждает в нем давно дремавший интерес к жизни. Сделанные на автомате профессиональные заметки о повадках соседей помогают Джени понять, что покойный лишился жизни не по своей воле. Чепел и Маллоуэн становятся эффективным детективным дуэтом, однако вынуждены держать сотрудничество в тайне, поскольку участие актера в делах полиции не нравится начальнику-самодуру (Стеффан Родри).

25 мая этого года, в день премьеры первого эпизода, «Долина смерти» собрала у экранов 2,9 млн зрителей. Это результат, превосходящий показатели другого, январского, детективного хита — сериала «Людвиг», а также пятилетний рекорд для оригинальной комедии канала BBC. Сравнения с «Людвигом» напрашиваются и по другим параметрам. В этом году на британском телевидении вновь в моде «дефективные детективы», даром что жанр этот придумали переводчики американского сериала «Детектив Монк». Общими чертами здесь является ироничная интонация, эксцентричный дуэт главных героев и живописная провинция в качестве места действия (в случае «Людвига» это был Кембридж). На днях к соревнованиям чудаковатых сыщиков подключится и тяжелая артиллерия в лице Марка Гэтисса («Шерлок»), который придумал и поставил сериал «Книжный» с собой в главной роли.

Впрочем, у «Долины смерти» достаточно и самостоятельных находок. В роли детектива здесь выступает не гений с расстройством аутистического спектра (как в «Людвиге»), а, напротив, чрезмерно энергичный дилетант. Джон Чепел не тихий помешанный, а артистическая натура, истосковавшаяся среди прочего по публике. В отличие от «Людвига» (и даже от «Монка») он сам рвется в бой и каждое утро отсматривает новости, ожидая визита своей напарницы-неумехи. Таким образом, вслед за типажами Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро британский детектив возвращается к образу условной мисс Марпл, пусть на сей раз и в исполнении Тимоти Сполла.

Времена, когда такого рода шоу длились по 24 серии, все дальше отходят в прошлое, однако «Долина смерти» сделана как очень насыщенная мини-энциклопедия жанра. Герметичное убийство, убийство за кулисами «Гамлета», бизнес-разборки, драма в турпоходе — каждая серия предлагает новые декорации и принципиально иной набор подозреваемых. Кстати, по случаю выхода «Долины смерти» BBC выложило в свободный доступ специальный интерактивный блокнот, в котором зрители могли строить свои гипотезы. По всей видимости, после нескольких лет жанровых экспериментов детектив обретает все более классическую, а значит, уютную и успокаивающую форму.

Этому способствует и актерский состав. Тимоти Сполл и Гвинет Киворт — идеальный комический дуэт, который существует в слегка гротескной тональности, резонирующей с более реалистическими обстоятельствами убийств. Отдельная линия — комментарий Джона Чепела к собственной профессии. Сполл и его герой с явным удовольствием демонстрируют приверженность методу и с пристрастием анализируют закономерности человеческих характеров. Правда, результат не всегда идет на пользу расследованию, создавая почву для комедийных ситуаций.

Все остальное — валлийская природа, пара ярких персонажей второго плана и неспешно развивающийся сквозной сюжет о возвращении к жизни после перенесенных трагедий. К счастью, проработкой травм герои не злоупотребляют, так что необременительному удовольствию зрителей ничто не препятствует. Так будет и впредь: «Долину смерти» уже продлили на второй сезон.

Фото: BBC One