В «Доме дракона» придворные интриги по-прежнему важнее магии
Нынешнее развитие телевидения неминуемо вело к тому, что рано или поздно все популярные сюжеты получат не только продолжение, но и предыстории. Традиция эта не то чтобы заслуживает какого-то уважения, но требует принять свою неизбежность.
Основоположники сериального бума нулевых и современного премиального телевидения с канала HBO держались дольше всех, но все же дрогнули. В прошлом году вышел крайне бестолковый полнометражный фильм про юность Тони Сопрано («Множественные святые Ньюарка»), теперь руки дошли и до «Игры престолов». Впрочем, с эпосом о войнах Вестероса все было решено почти сразу: последний, восьмой сезон так всех взбесил, что HBO и сами понимали необходимость возвращения в мир, придуманный Джорджем Р. Р. Мартином.
Идей было несколько. Поначалу обсуждался сериал о происхождении Белых ходоков под названием «Долгая ночь». Вроде бы даже был снят пилот с Наоми Уоттс, но от этого замысла было решено отказаться в пользу более понятного приквела о доме Таргариенов. Сыграло свою роль и то, что последние сезоны радикально отступили от текста «Песни льда и пламени» (потому что писатель никак не мог закончить сагу), а у «Дома дракона» есть хотя бы формальный первоисточник. В 2018 году Мартин выпустил книгу «Пламя и кровь», стилизованную под историческую хронику о гражданских войнах клана Таргариенов почти за два века до появления на свет королевы Дейенерис.
Героями стали король Визерис I (Пэдди Консидайн), а также претенденты на принадлежащий ему Железный трон — дочь Рейнира (Милли Олкок) и младший брат Деймон (Мэтт Смит). Рейнира мечтает летать на драконах, а не рожать детей, Деймон — амбициозный вояка, считающий, что воцарение для него является делом решенным. Однако Визерис, рассерженный гонором брата, отдает трон Рейнире. Отчасти на его решение влияет и то, что он вынужден пожертвовать жизнью беременной жены, чтобы на свет появился его первенец, который в перспективе тоже будет претендовать на престол. Такова завязка сериала, первый сезон которого будет состоять из десяти эпизодов. В какой-то момент действие перенесется на несколько лет вперед, и роль Рейниры будет играть Эмма Д’Арси.
Сам Джордж Мартин предоставил шоураннерам почти полную свободу: в книге герои сообразно летописному жанру лишь действуют, а мотивации предлагается додумать читателю. Теперь такими читателями стали Райан Кондал (автор сериала «Колония» и сценарист «Рэмпейджа» с Дуэйном Джонсоном) и Мигель Сапочник. Последний снял несколько эпизодов «Игры престолов», включая знаменитую «Битву бастардов», а в «Доме дракона» выступает гарантом фирменных секса и насилия. С первым в стартовых эпизодах все пока относительно скромно, зато вот отрубленных на крупных планах конечностей хватает. Да и в целом «Дом дракона» сразу возвращает поклонников исходного сериала к тому, чего им не хватало — это не фэнтези, а мрачная средневековая сага, в которой интриги куда важнее магии. За волшебство отвечают лишь драконы, которых уже в первой серии показано сразу два, а в общей сложности обещано больше полутора десятков.
Перед премьерой Мартин обмолвился, что «Дом дракона» куда ближе к шекспировским трагедиям, чем к «Властелину колец», и действительно — завязка уже напоминает и о «Короле Лире», и о «Ричарде III». Другое дело, что в мире, стремительно изменившемся за четыре года после окончания «Игры престолов», сериал смотрится уже не «новым словом», а уютным ретро, попыткой «вернуть свой 2010-й». Не худшая, впрочем, художественная задача.
Легально «Дом дракона» доступен в «Амедиатеке».
Фото: HBO