Сложно осознать, что действие всех трех фильмов о киллере в исполнении Киану Ривза, растянутых на пять лет (первый вышел в 2014-м, второй — в 2017-м), укладывается чуть ли не в неделю. «Джон Уик 3» (в кинотеатрах с 16 мая) начинается ровно там, где закончилась предыдущая часть, что делает кинофраншизу совсем похожей на сериал.
Нью-Йорк, население которого, кажется, состоит из одних наемных убийц, готовится к началу экскоммуникадо Джона Уика и начищает стволы. Сам Баба Яга первым делом ловит такси (водитель которого, естественно, знает клиента в лицо) и едет в библиотеку (смех в зале), где берет с полки «Русские народные сказки» Александра Афанасьева (снова смех). С таксистом наш герой расплачивается старинной монетой-жетоном, что логично — вы ведь не ждете, что Джон Уик достанет кредитку?
Смешки перерастут в хохот, когда Джон встретится в театре «Тарковский» (!!!) с русской бандершей, по совместительству — балетным режиссером (Анжелика Хьюстон), и попросит отправить его нелегально в Касабланку (постмодернистский смех в зале!), напомнив ей, что его зовут Джордани Иованович и что он «сын Беларуси» (зрители катаются по полу).
Бывший каскадер и постановщик всех фильмов о Джоне Уике Чад Стахельски с явным удовольствием и смакованием доводит штампы боевика до абсурда. Чем кэмповее сцена (Уика здесь прижигают каленым железом не раз, а дважды — в Нью-Йорке и потом для верности — в Марокко), тем больше это кино нравится зрителям. Джон вступает в целых пять драк за первый час фильма, так и не сменив окровавленную рубашку (позже он все-таки это сделает, к облегчению публики). Первого киллера Эрнеста Баба Яга убивает книгой. Следующего — топором, третьего подробно и натуралистично колет ножом в глаз (привет Бунюэлю!). Третья экшн-сцена происходит в конюшне, поэтому орудиями убийства становятся и лошади.
В том, что Стахельски и в третьей части продолжит экспериментировать с экшном, имея главную экшн-звезду последних трех десятилетий Киану Ривза, так что триквел окажется не хуже предыдущих фильмов, сомнений не было. Но он к тому же укрепил фильм сразу двумя обладательницами «Оскара» — Анжеликой Хьюстон и Холли Берри, чьи боевые собаки заслуживает отдельного фильма не хуже «Джона Уика».
По сюжету третья часть опять же напоминает о сериальном подходе (потому что выглядит как промежуточная между вышедшей второй и будущей четвертой) и посвящена разборкам в киллерском агентстве, которое показано довольно бюрократической организацией. Баба Яга хочет добраться до главного в клане, чтобы вернуться в бизнес — Стахельски намекает, что в «Джоне Уике 4», который неминуемо появится на экране через пару лет, Джордани Иованович поведет за собой обычных работяг-киллеров против зарвавшейся киллерской верхушки.
Не в силах оторваться от идеальной красоты, с которой подано насилие, в очередной раз задумываешься о том, что каждое поколение (в случае с Киану Ривзом — поколение Икс) повторяет путь предыдущего. Если другой герой джениксеров Джонни Депп превращается в Джека Николсона и играет теперь характерные роли и злодеев, а Итан Хоук ушел в авторское кино, как Аль Пачино, то Ривз идет следом за героем бэбибумеров Харрисоном Фордом и оставляет за собой след из экшн-франшиз. По карьере Ривза можно проследить развитие экшна последних тридцати лет. Без «На гребне волны» не было бы «Скорости», без «Скорости» — «Матрицы», без «Матрицы» — «Джона Уика», который фактически фильм категории «Б», на наших глазах переходящий в категорию «А», такой «А–» или «Б+». «Джон Уик» — своеобразный реванш старого доброго экшна в эпоху прилизанных супергероев и спецэффектов. Кому как не Ривзу быть лицом этого реванша — он так элегантно, но при этом жестко дерется, что будто смотришь все экшн-фильмы, снятые за всю историю кино сразу. И пока Ривз продолжает красиво укладывать статистов дюжинами, зритель забывает, что смотрит уже третий фильм о мести за убитого щенка.
Фото: «Централ Партнершип»