В «Эддингтоне» шериф Хоакин Феникс бросает вызов абсурду американской жизни
Ари Астер интересен тем, что снимает хорроры, которые преодолевают рамки жанра и рассказывают о современной жизни, в первую очередь о наших страхах. Так было с «Реинкарнацией» (2018) и «Солнцестоянием» (2019), после чего режиссер во «Всех страхах Бо» (2023) все дальше стал уходить от ужасов и все больше — в социальную сатиру. Новый фильм Астера «Эддингтон» вышел в прокат США 18 июля, в российских кинотеатрах — с 16 октября.
Плюсы:
— Астер написал историю о противостоянии шерифа маленького городка с мэром еще лет десять назад, в самом начале своей карьеры, но не нашел финансирование на съемки. Уже позже, став известным режиссером, он понял, что пандемия 2020–2022 годов — идеальный повод вернуться к заброшенному сюжету. Глава полиции вымышленного городка Эддингтон, штат Нью-Мексико (то есть такой город существует, но в другом месте), Джо Кросс (Хоакин Феникс), недовольный санитарными мерами действующего мэра Теда Гарсии (Педро Паскаль), выдвигает свою кандидатуру на пост главы администрации. Схватка из-за абсурдности борьбы с ковидом высвечивает и другие достойные сатиры проблемы провинциального городка с большим количеством не только белого, но и черного, и латиноамериканского населения (граница с Мексикой рядом), и, как всегда в таких случаях, где-то на обочине сюжета всплывает и женское #MeToo с обвинениями в давнем изнасиловании. Классический белый полицейский Джо не выдерживает давления такого количества проблем и срывается с катушек, и многие зрители готовы встать на его сторону — перед нами точно герой, которого мейнстримный Голливуд предпочитает не видеть;
— «Эддингтон» по понятным причинам бесит многих — Астер издевается и над либералами, и над консерваторами, причем за дело. Собственно, таким и должно быть стоящее искусство;
— действие происходит в 2020 году — относительно недавнем прошлом, о котором большинство людей не хочет вспоминать — слишком поздно для ностальгии, слишком рано для осмысления. Астер не боится показаться неактуальным, возможно, потому что меньше всего ему хочется морализировать и искать виноватых — для него виноваты все, кто готов на радикальные меры и не может посмотреть на проблему здраво;
— «Эддингтон» высмеивает саму неспособность современных людей противостоять потокам пропаганды и теорий заговоров, которые ежедневно проносятся на их экранах телефонов с пугающей скоростью. Кажется, мир сузился до ленты в соцсетях, которая призывает к насилию, протесту, любому конфликтному проявлению недовольства. Выключить телефон и просто не читать всю эту чушь никому в голову, конечно, не приходит;
— перед нами смесь параноидального триллера и социальной сатиры, к тому же смешной именно в узнаваемом житейском смысле, а не как сейчас принято шутить в кино. Когда на шерифа в очередной раз сыплется град упреков в духе «белые полицейские — зло» и «пора кончать с белым мужским превосходством», он отвечает: «Тебе бюджет мой показать?» и «Белые тоже бывают бедными». В «Эддингтоне» компьютерный алгоритм как будто прорвался в реальную жизнь, и ответить ему можно, только включив чувство юмора и сарказм — против них тупой алгоритм бессилен. Или чего стоит линия с индейцем-детективом, который может расследовать дело только на улице, потому что преступление совершено на исконно индейской территории, но беспомощен в полицейском участке, потому что там другая юрисдикция. Астер показывает этот абсурд с серьезным лицом, отчего становится еще смешнее;
— как всегда, с Ари Астером готовы работать лучшие актеры мира. Хоакин Феникс, уже сыгравший у режиссера в предыдущих «Всех страхах Бо», прекрасен в роли консервативного парня, которого уже достали со всех сторон своими бредовыми обвинениями (в каком-то смысле фильм напоминает «С меня хватит» 1993 года с Майклом Дугласом). И не пропустите очень смешного Остина Батлера в роли мошенника-евангелиста, который зарабатывает речами о высшем предназначении — именно к нему уходит Луиза (дважды обладательница «Оскара» Эмма Стоун), жена Джо, которой для самоуспокоения обязательно нужна идиотская сверхидея, примиряющая ее с собой и реальностью;
— параллельно в Эддингтоне помимо остальных проблем готовятся к открытию центра по обработке данных на месте завода — это суть конфликта между глобалистами и изоляционистами, причина, по которой Трамп решил сделать «Америку снова великой». То, как местные «прогрессивные силы» добиваются своего, вызовет приступ хохота у любого зрителя, который хоть немного интересуется американской политикой.
Минус:
— возможно, два с половиной часа многовато для любого фильма, но когда вы наконец поддаетесь темпу и безусловному обаянию «Эддингтона», который вроде бы не хочет понравиться никому, вы поймаете себя на том, что не смотрите на часы и считаете картину Астера лучшим отражением современной жизни за долгое время.
Фото: «Capella Film», «Амедиатека»

