Ярослав Забалуев

В «Экспатах» Николь Кидман дает мастер-класс актерского психоза

2 мин. на чтение

Карьера Николь Кидман переживала несколько относительно резких падений и взлетов, однако нынешний этап явно отличается от всех предыдущих. Десять лет назад Николь сделала себя звездой малых экранов и добилась на этом поприще самых впечатляющих результатов среди сверстников из мира большого кино.

Кидман не только активно и регулярно снимается в телепроектах, но даже сформулировала вокруг себя отдельный поджанр популярных сейчас премиальных мелодрам. Актриса прекрасно освоилась на месте в центре композиции — немного загадки, чуть-чуть угрозы, много красивых нарядов. Однако Кидман все-таки актриса из конца прошлого века, когда люди еще не смирились с понятием «контент», а деятели искусств считали своим долгом иногда удивлять паству. Сериал Amazon Prime «Экспаты» как раз эксперимент такого рода. Формально это ансамблевое кино, но Кидман, конечно, вновь играет ведущую роль и делает это все так же уверенно.

Маргарет (Кидман) — ландшафтный дизайнер и мать троих детей, которая переехала в Гонконг вслед за мужем. Здесь ее профессия не востребована, так что женщина сосредотачивается на домашних делах, организации приемов и самоедстве. В частности, она ревнует младшего сына Гаса к нянечке-филиппинке Эсси (Руби Руис). Решением проблемы выглядит наем на должность гувернантки Мерси (Ю Джи-ен) — кореянки, которая тоже приехала в Гонконг из США и чувствует себя здесь чужой, несмотря на то что выделяется из толпы меньше, чем Маргарет. В первый же вечер Мерси, отвлекшись на телефон, теряет Гаса на рынке, чем погружает нанимательницу в пучину параноидального отчаяния. От подступающего сумасшествия Маргарет пытается спасти подруга и соседка Хиллари (Сарайю Блю), однако у этой внешне успешной женщины тоже свои проблемы: пьющий муж настаивает на ребенке, а Хиллари втайне от него принимает противозачаточные.

Все шесть эпизодов сериала по роману Дженис Ю. К. Ли «Экспатрианты» поставила Лулу Ван — режиссер премированной на фестивале «Сандэнс» драмы «Прощание». Там тоже шла речь об эмигрантах, однако сюжет был сфокусирован вокруг умирающей бабушки героини, певицы Аквафины. «Экспаты» же начинаются отвлекающим внимание монологом Мерси, в котором она сначала перечисляет несчастные случаи разной степени чудовищности, а потом говорит, как ее интересуют чувства виновных в катастрофах. Похожим образом начиналась «Магнолия» Пола Томаса Андерсона, откуда сериал Лулу Ван заимствует мозаичный принцип повествования. В воздухе разлита тревога, черты характеров набрасываются неспешно, а действие перемещается не только между героинями, но и во времени.

Акцент на психических травмах (они обнаруживаются у всех) позволяет сюжету сериала мутировать. В первой серии это драма, застающая героев в трагическом ступоре, вторая раскрывает его истоки, дальше начинается почти что детектив. Судьбы медленно и неумолимо переплетаются, напряжение растет — это тоже динамика из проектов Кидман вроде «Большой маленькой лжи» или «Отыграть назад». Сама же актриса здесь не просто таинственно царит, но дает мастер-класс актерского психоза — наблюдать за страданиями Маргарет не просто больно, но и попросту страшно. Действия становятся все более порывистыми, мысли путаются, речь скачет межу воплем и зловещим бубнежом. Впрочем, именно Николь принадлежит и самая человечная сцена «Экспатов» — танец босиком под «Heart of Glass» Blondie. На то, как актриса грациозно переключается между этими регистрами, можно смотреть бесконечно, даже не обращая особого внимания на сюжет.

Фото: Prime Video

Подписаться: