Нью-Йорк, конец апреля 1985 года. Винсент Андерсон (Бенедикт Камбербэтч) — виртуозный кукольник и автор суперпопулярного телешоу Hello Sunshine. Эта передача что-то вроде «Улицы Сезам», ее съемки ведутся с живой аудиторией, после Винсент с легким раздражением фотографируется с детьми и их родителями. Сын Андерсона Эдгар (Айвен Моррис Хоу) боготворит отца и хочет пойти по его стопам, на досуге выдумывая новых кукол. Винсент от сына отмахивается — виной тому затянувшийся личностный кризис, давно перекинувшийся на отношения с женой Кэсси (Габи Хоффман). Наутро после очередной родительской ссоры с битьем посуды Эдгар отправляется в школу и бесследно исчезает.
Пока полицейский Майкл Ледройт (Маккинли Белчер III) ведет расследование, брак Андерсонов окончательно идет ко дну. Жена уходит от Винсента, а сам он уходит в алкогольный штопор. Теперь его идея фикс — ввести в шоу придуманного Эдгаром косматого монстра Эрика. Однако в процессе создания куклы она оживает и становится единственным компаньоном Винсента, который в поисках сына должен опуститься на самое дно, как в метафорическом, так и в буквальном смысле. Следы пропавшего мальчика ведут в подземный Нью-Йорк, обитель бездомных, которых обычные граждане предпочитают не замечать.
Новое шоу Netflix «Эрик» — результат сотрудничества трех замечательных людей. Первая — сценаристка и шоураннер Эби Морган, специализирующаяся на фильмах о сложных человеческих отношениях в диапазоне от «Железной леди» до сериала «Все о браке». Второй — это Бенедикт Камбербэтч, который выбирает телепроекты, помогающие пройти детокс от участия в бесконечном киносериале Marvel. Наконец, третья, но не менее важная фигура в этой конструкции — режиссер Люси Форбс, поставившая «Конец ***ного мира» и «Будет больно» с Беном Уишоу. Именно Люси стоит поблагодарить за то, что полет фантазии Морган обрел на экране такую обаятельную и привлекательную форму.
В беглом пересказе сюжет «Эрика» обещает изматывающую психологическую драму с уклоном в экзистенциальные и психиатрические бездны. В реальности эти шесть серий пролетают незаметно и смотрятся с неослабевающим интересом. Ключевая причина успеха — обилие жанров, между которыми с легкостью переключается постановщица. Здесь и обещанная драма про дисфункциональную семью (почти в духе «Нелюбви» Андрея Звягинцева), и детектив, и очерк пестрых нравов Нью-Йорка 1980-х, и даже готическая сказка. Для достижения нужного магического эффекта съемочная группа даже отправилась в Будапешт — забавно, что раньше там снимали не Нью-Йорк, а Москву для американских проектов вроде «Крепкого орешка 5».
Разумеется, Бенедикт Камбербэтч — обливающееся потом и кровью сердце сериала. Мы не видели его таким отталкивающим и беззащитным со времен «Патрика Мелроуза», его Винсент Андерсон — настоящий антигерой, проходящий все круги ада в поисках искупления. Истоки дурного характера и ментальных проблем быстро обнаруживаются в отношениях с отцом — крупным застройщиком, который в детстве обделил сына любовью. Именно место вечно недовольной отцовской фигуры и занимает воображаемый (или нет) Эрик, который постоянно басит у Винсента над ухом, обвиняя его в непутевости.
К счастью, целый ворох побочных линий не позволяет «Эрику» превратиться в очередной гимн психоанализу. Напротив, в сериале стараниями Форбс хватает не только боли, но и настоящих аттракционов. Связаны они с музыкальными сценами, сделанными под музыкальные шедевры в диапазоне от Can и The Velvet Underground до The Cure. За саундтрек стоит поблагодарить Кифеса Чанцию из группы Unloved. Яркие пятна его послужного списка — «Убивая Еву» и «Настоящий детектив», всякий, кто видел эти сериалы, знает, что музыка там не просто дополняет действие, но и является полноценной воздушной подушкой, избавляющей шоу от излишней душности.
Фото: Netflix