В «Фантастических тварях 3: Секреты Дамблдора» практически нет фантастических тварей
Если вторые «Фантастические твари: Преступление Гриндевальда» вышли в 2018-м, через два года после первой части, новые «Секреты Дамблдора» не вышли в российский прокат (но всегда есть пираты) еще через четыре года, совсем в другую эпоху, чем та, в которой были задуманы.
И мало какая франшиза пережила столько потрясений и ударов репутации, как эта. Но сначала о плюсах.
Плюсы:
— мало кто знает и умеет передать на экране вселенную Джоан Роулинг лучше, чем режиссер Дэвид Йетс. Он снял четыре самых мрачных фильма о Гарри Поттере и всех трех «Фантастических тварей». И если над поттерианой работали разные режиссеры, что позволяло сравнить их версии экранного пересказа книг (в чем тоже есть плюсы), то «Фантастические твари» выглядят как цельное произведение одного автора;
— предыдущие два фильма страдали почти полным отсутствием сюжета — в обоих единственным сценаристом значилась сама Роулинг, которая занималась не столько рассказом истории, сколько построением волшебного мира. «Секреты Дамблдора» выгодно отличаются от предшественников — все-таки соавтор сценария Стив Кловс написал еще в прошлом веке сценарии «Знаменитых братьев Бейкер» и «Вундеркиндов» и за последних даже номинировался на «Оскар»;
— отличная сцена, в которой Ньют Скамандер (Эдди Редмейн) ищет своего брата Тесея (ох уж эти древнегреческие отсылки, любимые западной поп-культурой, чтобы показать свою начитанность) и вынужден отвлекать опасных крабоскорпионов идиотским танцем. Как окажется в финале, это будет и самая смешная, и самая динамичная сцена в ровном скучноватом фильме;
— чем дольше длится франшиза, тем откровеннее в ней говорится об отношениях Дамблдора (Джуд Лоу) и Гриндевальда (самый, наверное, модный сейчас голливудский «злодей» Мадс Микельсен получил роль, в которой после предыдущей части отказали Джонни Деппу). В самом начале фильма их встреча обставлена как переговоры бывших любовников;
— поместив часть действия в Берлин 1930-х, Роулинг и соавтор сценария Стив Кловс пытаются говорить со зрителями о недетских вещах. Гриндевальд — очередной фашист, который пытается захватить власть в «волшебном мире» легальными путями, чтобы потом воспользоваться ею для истребления маглов, и «тоталитарная» эстетика фильма естественно и слегка в лоб комментирует действие. Парадоксальным образом именно угроза миру этот мир и объединяет. Все правильно, за свободу приходится сражаться.
Минусы:
— манера игры Эдди Редмейна за три фильма перестала быть трогательной и начинает раздражать. Застенчивость Ньюта Скамандера, который вечно смущенно прячет взгляд, не дает ему стать тем героем, за которым интересно следить. За три фильма Скамандер совершенно не прогрессирует, его отношения с Тиной (Кэтрин Уотерстон появляется здесь меньше, чем на минуту) так и не определены, а влюбленность в него помощницы Банти (Виктория Йетс) проговорена, но никак не развита. Ранимость Гарри Поттера объяснялась его возрастом. У Скамандера такого оправдания нет, поэтому бремя геройства естественно переходит к Дамблдору, который, впрочем, тоже не получает от сценаристов полновесной истории;
— хороший датский актер Мадс Микельсен, попадая в Голливуд, играет одних злодеев, и, честно говоря, можно было пригласить на роль Гриндевальда кого-то посвежее. Микельсен играл злодеев в «Поступи хаоса», «Докторе Стрэндже», «Казино Рояль» и других популярных фильмах. Дайте ему отдохнуть от злодейского амплуа, он и так в нем опасно застрял;
– самое удивительное, что собственно фантастических тварей, если не считать детеныша цилиня и тех самых крабоскорпионов из тюрьмы, в фильме нет;
— мало какая популярная кинофраншиза пережила столько репутационных ударов, как «Фантастические твари». То Джоан Роулинг разозлит транссексуалов, которые «отменили» ее за отказ считать их полноценными женщинами. То Эдди Редмейн публично с ней не согласится. То Джонни Депп ударит жену и начнет судиться с прессой (из-за чего лишится денежной работы). То Эзра Миллер, играющий Криденса, племянника Дамблдора, попадет в полицию за пьяный дебош. Не то чтобы все действующие лица являются примерами для подражания во франшизе для аудитории 12+. И все бы ничего, но цифры подтверждают потери бренда: первые «Фантастические твари» в 2016-м собрали в прокате больше 800 млн долларов при бюджете 180 млн, но вторые уже показали падание — 654 млн при бюджете 200 млн. Это для «Тварей» еще не «отмена» уровня их создательницы, но тревожный звонок.
Противоядием от неуспеха в данном случае стал бы безупречно хороший фильм, но, если не считать попытку сказать нечто серьезное о фашизме, остальное кажется пустыми хлопотами двух бывших любовников, которые плохо расстались.
Фото: Warner Bros. Pictures