В фарсе о Екатерине II Эль Фаннинг становится «Великой», чтобы избежать мужниного абьюза
Велика вероятность, что эпопея с осмыслением роли в истории шальной императрицы Екатерины II только началась, так что россиянам, склонным ощущать уколы патриотизма из-за «фальсификации истории», лучше заранее обзавестись успокоительным.
Екатерина действительно невероятно современный персонаж. Сильная женщина, мечтавшая о любви, но возглавившая огромную страну. Европейка, сумевшая стать русской и (что куда важнее) на некоторое время сделавшая Российскую империю полноценной европейской державой, с которой не только «считаются», но которую и по-настоящему уважают. И это не говоря о традиции «потемкинских деревень» и завоевании Крыма. Российские кинематографисты про все это сняли уже два сериала, полгода назад вышла любопытная работа HBO с Хелен Миррен, а теперь пришло время как следует повеселиться — императрица это, кстати, тоже очень любила.
«Великая» — дитя вдохновения Тони Макнамары — сценариста «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса, которая весьма вольно обращалась с традициями костюмного кино. Благодаря успеху истории лесбийского любовного треугольника при дворе Анны Стюарт Макнамара и получил зеленый свет со своим сериалом про Россию, работать над которым начал раньше «Фаворитки» (пилот «Великой» в свое время и обратил на сценариста внимание Лантимоса). Подзаголовок «Великой» гласит «эпизодически реальная» история и совсем не врет — у первых русских зрителей от происходящего на экране глаза уже полезли на лоб.
Юная немка (Эль Фаннинг) прибывает в Россию и узнает, что уготованный ей супруг-император Петр (Николас Холт) — сущий самодур, пьяница и бабник. Он спит с женой своего вельможи и подает к столу отрубленные головы шведов, с которыми воюет в надежде превзойти достижения деда Петра Великого, который в сериале приходится ему отцом. Памятник Петру I верхом на медведе, кстати, стоит прямо во дворце. Медведя же презентуют и Екатерине, после чего одаривают и любовником по имени Лео Вронский (Себастьян де Соуса) — у императора на жену совершенно нет времени. В итоге друзьями-соратниками юной царицы становятся служанка Мэриэл (Фиби Фокс), разжалованная из придворных дам за проступок отца, и граф Орлов (Саша Дхаван) — трус, приспособленец и тайный прогрессист, мечтающий об образованной России. Вместе они начинают готовить переворот.
Фарс получился таким густым, что никоим образом не дает предположить в Макнамаре ни идиота, ни сумасшедшего, ни просто человека, плохо сделавшего свою работу. Жанр веселого (очень веселого) пересказа выбран здесь вполне сознательно — «Великая», если угодно, не экранизирует Историю, а рассказывает историю, делится занятным сюжетом, набором анекдотов. И в этом формате не смущает ни доктор Чехов, ни латинос Вронский, ни персонаж по фамилии Брежнев, которому здесь уготован отдельный и крайне яркий выход.
В таком подходе есть очевидный резон: чем дальше мы удаляемся от описываемых событий, тем меньше у нас возможности претендовать на экспертизу в плане бытовой достоверности. Мы даже толком не знаем, как разговаривали наши предки (как минимум, до реформировавшего язык Карамзина), но очевидно, что людьми они были действительно дикими и по-своему веселыми. Екатерина II, как известно, не только переписывалась с Вольтером и Дидро, но и сама сочиняла комедии (в одной из них фигурировала, к примеру, дама, считающая моногамные браки невежливыми по отношению к своим поклонникам). Так вот, бойкая героиня Фаннинг, может быть, и не похожа на реальную историческую персону (а кто похож?), но выглядит все равно куда живее всех ее предыдущих экранных воплощений. Да и коллизия о просвещенной императрице из «Великой» не просто никуда не делась, а, напротив, стала ярче и зазвучала актуальней, чем в приглушенном нафталином традиционном костюмном кино. В конце концов, самодурство и агрессивное сопротивление прогрессу — черты, увы, присущие отнюдь не только XVIII веку.
Легально сериал «Великая» можно посмотреть на more.tv.
Фото: Hulu