, 2 мин. на чтение

В «Герое наших снов» Николас Кейдж обживает свой дворец короля мемов

«Нет ничего скучнее чужих снов и чужого блуда», — говорила (якобы, в наше время уже ни в чем нельзя быть уверенным) Ахматова, но насчет первых Николас Кейдж в «Герое наших снов» (в кинотеатрах — с 14 марта) мог бы поспорить.

Плюсы:

— режиссер и продюсер Ари Астер планировал экранизировать сценарий норвежца Кристоффера Боргли про профессора-ботана Пола Мэттьюса, который вдруг стал сниться всем жителям Земли, с Адамом Сэндлером в главной роли. Но после того как фильм самого Боргли «Тошнит от себя» в прошлом году получил хвалебные рецензии, Астер предложил ему снять «Героя наших снов» самому. В итоге Боргли заменил Сэндлера Николасом Кейджем, что логично — актер, чьи гримасы в кино давно стали мемами, идеально подходит на эту роль, к тому же за ним тянется шлейф похожих экспериментов — больше 20 лет назад Кейдж сыграл близнецов-сценаристов в «Адаптации» Спайка Джонза, а в прошлом году — самого себя в «Невыносимой тяжести огромного таланта». Кажется, Кейдж давно смирился, что ему предлагают играть разные вариации отношений с собственной славой, он даже расслабился и готов поиграть в эту игру, так что кастинг удался;

— судя по сюжету, на Боргли сильно повлияли Спайк Джонз, Чарли Кауфман и Мишель Гондри, что можно только приветствовать. Первая сцена начинается со сна одной из дочерей Пола. Невидимая сила отрывает ее от земли, и она зовет папу, но он не спешит на помощь. Во время завтрака семья обсуждает, что бы этот сон значил, но самое странное начнется позже. Сначала старая знакомая, которая когда-то встречалась с Полом, случайно столкнувшись с ним и его женой Дженет (Джулианна Николсон) после спектакля, рассказывает им, что видела Пола во сне, и добавляет, что хорошо бы им выпить кофе отдельно: «Значит, мы с тобой не проговорили какие-то оставшиеся проблемы, засевшие в подсознании». Все это еще можно объяснить — бывшие часто снятся бывшим, — но когда к Полу начинают подходить незнакомые люди и рассказывать ему, что тоже видели его во сне, закомплексованный ботан-зоолог, интересующийся только эволюцией видов, не знает, как реагировать на эти признания, и его можно понять, потому что к такому быть готовым невозможно;

— самые смешные сцены в фильме — на встречах в маркетинговом агентстве, чей глава Трент (Майкл Сера) называет Пола «самым интересным человеком в мире» и предлагает заключить контракт со «Спрайтом», чтобы Пол появлялся в снах миллионов людей с бутылкой газировки. Препода же внезапно свалившаяся на его голову слава интересует только для одного: выпустить наконец монографию про эволюцию муравьев;

— начавшись как комедия абсурда, «Герой наших снов» дрейфует в сторону драмы об ужасах культуры отмены и даже хоррора — когда его ожесточившийся аватар начинает нападать на людей во снах, а окружающие в реальной жизни, как следствие, его избегать, хотя, понятное дело, сам Мэттьюс к этому идиотизму никакого отношения не имеет. Боргли с явным ужасом описывает, как всего одно маленькое смещение реальности ломает человека, чья жизнь вроде бы всего несколько дней назад была скучно предопределена. То, что в коллективном бессознательном поселился самый невзрачный (таким облысевшим и грузным мы Николаса Кейджа еще не видели) и ничем не примечательный персонаж, только еще больше показывает, как быстро переключается безжалостное общественное мнение.

Минус:

— идея фильма хороша, но социальная сатира быстро сдает позиции средней драме о человеке, которому просто не повезло. «Герой наших снов» начинается как остроумное фэнтези и заканчивается настолько приземленно, насколько это вообще возможно. Как бы ты этого ни избегал, утверждает фильм, рано или поздно придется играть по правилам — не одних людей, так их оппонентов. Пол Мэттьюс (и Николас Кейдж, и мы) заслужил большего.

Фото: Экспонента