, 2 мин. на чтение

В «Химере» глубинная питерская достоевщина превращается в высокооктановый криминальный триллер

2012 год. По пути в Петербург на трассе неизвестные расстреливают фуру, везущую фрукты, под которыми надежно спрятаны наркотики. Груз был предназначен криминальному бизнесмену по кличке Татарин (Андрей Смирнов), а перехватили его люди коллеги и конкурента Карима «Лаваша» Рахмонова (Игорь Миркурбанов). С фуры начинается очередной этап вялотекущей борьбы за сферы влияния на питерском наркорынке, но Татарин и Лаваш не учитывают, что в их войне появилось несколько новых игроков.

Во-первых, в город из Екатеринбурга прибывает честный мент Коньков (Александр Кузнецов), которому сражение с наркотрафиком уже изуродовало жизнь. Он собирается воевать с Лавашом и Татарином без правил и до последней капли крови. Но и Коньков еще не знает, что где-то на питерской окраине живет Дима Джус (Эльдар Калимулин) — забитый подросток с расстройством аутического спектра, который очень скоро придумает совсем новую схему распространения запрещенных веществ.

Сцена, в которой Дима, панически напуганный перспективой передачи «товара» из рук в руки заказчику, клеит его на скотч под столик у фудтрака — одна из самых важных в сериале. Титр в начале каждой из десяти серий «Химеры» сообщает, что любые совпадения с реальностью случайны, но источники вдохновения вполне очевидны. В России должен был рано или поздно появиться сериал о кладменах, но вряд ли кто-то рассчитывал на кино о появлении самой системы, практически прихлопнувшей прежний наркобизнес.

Сделали «Химеру» сценарист Олег Маловичко и режиссер Душан Глигоров, которые в прошлом году уже выпустили суперхитового «Хрустального». В лучших своих работах Маловичко умудряется не столько цитировать классику и подмигивать своим, а подключаться к национальным архетипам на каком-то подсознательном уровне. Преимущественно имеется в виду что-то достоевское («Метод», «Хрустальный»), так что логично, что в итоге сценарист занялся экранной реконструкцией бандитского Петербурга, колыбели, среди прочего, некрореализма. В «Химере» в итоге сразу несколько, на выбор, дерзновенных студентов. В принципе так или иначе проклятыми вопросами здесь задаются все без исключения центральные персонажи, от боксера-патриота Кабана до опрокинутого мента Конькова. Оказывается, если заставить их между собой (а не посредством размышлений) выяснять, кто тварь, а кто правопреемник великой идеи, глубинная детективная интрига Федора Михайловича легко превращается в высокооктановый криминальный триллер.

В интернете «Химеру» уже разбирают с точки зрения аллюзий на греческую мифологию — верный признак культовой вещи. Сила сериала не столько в абсолютно актуальной теме, а во внутренней энергии, которая иногда помимо авторской воли создает дополнительные смысловые завихрения.

Стать русской «Прослушкой» (или даже «Крестным отцом») «Химере», пожалуй, мешают обычные грехи отечественных сериалов. Здесь многовато лишних диалогов, придающих действию громоздкости. Здесь хватает неряшливости, вызванной стремлением высечь из зрителя эмоции, особенно это касается, увы, финальной части. Однако сложность выстроенной структуры и вполне реальная острота проблематики в данном случае перевешивают недочеты. Если бы все российские сериалы были хотя бы такими по качеству, о них хотелось бы говорить гораздо чаще.

Легально сериал «Химера» доступен на ivi.ru.

 Фото: IVI