Около месяца назад «ангарский маньяк» Михаил Попков сознался еще в двух убийствах. Терять Попкову уже нечего, так что он, по его словам, решил «съездить в отпуск» из колонии — на следственные мероприятия.
На счету маньяка под сотню убийств — Чикатило он обошел более чем в два раза. До того как Попков получил пожизненное в декабре 2018 года, к нему в СИЗО наведалась команда кинематографистов во главе с продюсером Ириной Сосновой. По итогам интервью началась работа над сценарием экранизации деяний «ангарского маньяка». В декабре 2018-го (когда Попкову вынесли приговор) Константин Богомолов закончил съемки первого сезона «Содержанок», и после премьеры весной следующего года стало ясно, что постановщик главных театральных хитов последних лет решил всерьез расширить сферу влияния. Вскоре было заявлено о запуске второго сезона «Содержанок» (где Богомолов стал шоураннером) и почти одновременно о том, что режиссер приступает к съемкам сериала о Попкове под названием «Хороший человек».
Очевидно, что Богомолов совсем не тот режиссер, которого всерьез можно заподозрить в интересе к реконструкциям. В процессе переработки сценария несколько раз изменилось название места действия, а сам сюжет перенесся в наши дни. Вместо документального следования реальным событиям Богомолов занялся исследованием и аранжировкой сюжета как такового. И если в центре «Содержанок» были секс и смерть, то теперь слагаемые поменялись местами, основательно поменяв и тон, и смысл происходящего. Занятно, что Богомолов, почти демонстративно существующий в стороне от российского кинопроцесса, не глядя попал в один из трендов нынешнего года — поиск на родных просторах аналога американской южной готики в изводе сериала «Настоящий детектив». Как выяснилось, искать ее лучше всего не в замаскированном под Москву Калининграде («Водоворот») и не на границе с Кавказом («Чики»), а в Сибири — на территории, имеющей в массовом сознании такой же отдельный статус, как заболоченный конфедератский американский Юг.
Итак, видеоблогер из вымышленного Вознесенска записывает обращение в СК, согласно которому статистка пропавших без вести женщин вдвое превышает показатели всей остальной страны. Отреагировать на сигнал поручено следователю Евгении Ключевской (Юлия Снигирь). Для молодой нервной женщины командировка становится способом отсрочить решение личных проблем: бывший бойфренд (Андрей Бурковский) хочет попробовать еще раз, а из колонии только что вышел всю жизнь избивавший мать папаша (Игорь Гордин). По прибытии в Вознесенск Ключевская нанимает таксиста (Константин Мурзенко) личным водителем и принудительно получает в напарники местного следователя Крутихина (Никита Ефремов). В отличие от героини зритель практически с первых кадров знает, что этот обаятельный усатый мужчина и есть маньяк.
Богомолов привлекает и раздражает одним и тем же: он гораздо умнее и образованней почти любого своего зрителя, включая профессионалов. Это свойство позволяет ему играть в открытую, а потому источники вдохновения и аллюзии здесь считываются моментально. В недавнем интервью режиссер признавался в любви к «Дому, который построил Джек» — и в «Хорошем человеке» главный герой в свободное время рисует. Дэвида Линча стало еще больше, чем в «Содержанках» — провинциальные декорации вообще располагают к играм в «Твин Пикс». Помимо выразительных и странных персонажей второго плана (про таксиста Мурзенко сразу хочется посмотреть отдельный фильм) здесь найден и отечественный аналог любимых Линчем крунеров Роя Орбисона и Криса Айзека. Им оказался эмигрировавший недавно в США Федор Чистяков, песнями которого озвучены ключевые сцены сериала. В прошлый раз песни чистяковской группы «Ноль» так эффективно использовались в «Гонгофере» 1992 года — и лучшего саундтрека к самым зыбким периодам российской истории по-прежнему не существует.
Поиску отсылок здесь можно посвятить отдельный текст, но если бы «Хороший человек» был лишь сборником остроумных реминисценций, сериал проходил бы по ведомству забавных курьезов. Куда более ценно, что яркие и подчас отвлекающе-саркастичные детали (на титрах первой серии звучит песня Вертинского «Как хорошо без женщин и без фраз») здесь только усиливают щемящую пронзительность происходящего. Дуэт главных героев (и особенно невероятная работа Снигирь) безупречно расставляет все акценты. Уверенно говорить здесь, пожалуй, пока рано, но сквозь причудливую вязь первых серий проступает совсем не «Настоящий детектив», а настоящее русское «Молчание ягнят».
Фото: Start