Весной 2022-го Андрей Кончаловский объявил народный кастинг в свой новый проект — сериал «Хроники русской революции». Идея была в том, чтобы найти актеров-любителей, которые чертами и повадками максимально похожи на русских людей, живших в России в первые два десятилетия ХХ века, включая Ленина, Распутина и других центральных персонажей революционных событий. Однако не случайно Андрей Сергеевич поначалу хотел назвать свой сериал «Герои и выродки» — центральные (героические) роли все-таки отдали профессиональным актерам. Удивительно, но удалось сохранить и портретное сходство с историческими прототипами, так что компромисс с первым замыслом оказался невелик.
«Бескомпромиссность» вообще подходящее сериалу слово. Сценарий Кончаловский вновь писал в соавторстве с Еленой Киселевой — они работают в паре с «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына». В процессе, по словам режиссера, он прочитал «полтыщи» исторических книг о революционных событиях, так что на экране они воссозданы со всей возможной дотошностью вплоть до погоды в конкретные даты. И в этой скрупулезности ощущается не бравада знатока, а вполне насущная драматургическая необходимость. Конструкция сериала под стать событиям — величественная, громоздкая, требующая от зрителя внимания. Авторы «Хроник» ставят широкие временные рамки (1905–1924) и считают важным, достойным попадания в кадр очень многое. Чтобы вместить все, и нужна заявленная в названии хроникальность — повествование здесь движется весьма размашистым пунктиром. Пробелы обусловлены тем, что общая событийная канва знакома нам со школы — подкупающий уровень доверия к зрителю. Сшивает сюжет квартет вымышленных персонажей: подполковник жандармерии Михаил Прохоров (Юра Борисов), мятущаяся революционерка Ариадна Славина (Юлия Высоцкая), ее возлюбленный Алексей Тихомиров (Никита Каратаев) и инфернальный бомбист Лютер (Александр Мизев).
Если попытаться выделить одного-единственного протагониста, то это, конечно, Прохоров — смекалистый казак-идеалист, который сползает в бездну вместе с империей, которой присягнул. Формально сериал разделен на четыре части по четыре серии в каждой. В реальности деление довольно условно. Кончаловский явно не слишком руководствовался современными представлениями о сериальной архитектуре, а снимал кинороман в самом благородном и старомодном смысле слова.
«Хроники русской революции» демонстративно несовременны, привычные лекала сериальной критики здесь просто не подходят. Здесь нет деления на кейсы, нет ясных жанровых примет. В первых сериях демонстративно оставлены за кадром даже ключевые события (восстания 1905 года, убийство Столыпина). Этот жест подчеркивает бессилие человека — в данном случае Прохорова — перед механикой неизбежного. Кончаловский называет «Хроники» своим политическим заявлением, однако и в этом жанре Андрей Сергеевич позволяет себе быть значительно более подробным, чем принято в настоящее время.
Это не плакат и не прокламация. Да, от Ленина (Евгений Ткачук) автор явно не в восторге, но и у вождя здесь есть, скажем так, чувствительная сторона. Да, Николай II (Никита Ефремов) — мученическая фигура, но выглядит он все равно вечно похмельным и слабовольным. И да, снимая «Хроники русской революции» с их живописной композицией кадра и раздражающе прихотливой структурой, Кончаловский очевидно ориентировался не на «Игру престолов» и «Аббатство Даунтон», а на Льва Толстого и Лукино Висконти. Такой подход в эпоху доминирования различных трендов может удивить, а может обескуражить, но и то и другое 88-летний режиссер безусловно делает на совесть.
Легально сериал доступен на «Кинопоиске», Premier, «Иви» и Start.
Текст: Ярослав Забалуев
Фото: Анастасия Ляшенко/Start