В «Импичменте» главный герой не Билл Клинтон, не Хиллари и даже не Моника Левински
Если «Американская история ужасов» очевидно уже стала самым востребованным из проектов неутомимого Райана Мерфи, то «Американская история преступлений» — самый проработанный и интригующий его сериал.
Фантазия шоураннера здесь работает в соавторстве с реальными событиями, а безупречное владение кэмповой эстетикой служит неожиданному взгляду на дела минувших дней. Первый сезон, посвященный О. Джею Симпсону, был искрометным и абсурдистским, со вторым («Убийство Версаче») Мерфи явно перемудрил. От буйства красок и монтажной прихотливости некоторых зрителей начинало мутить, так что Райан взял паузу. Тем более что пандемические ограничения способствовали вдумчивости, да и других проектов хватало. Теперь «Импичмент» наконец увидел свет и стал, судя по всему, едва ли не самым амбициозным на сегодня продюсерским проектом Мерфи.
Действие свободно перескакивает между разными годами президентства Билла Клинтона (Клайв Оуэн). Центральной персоной при этом является не он и даже не Моника Левински (Бини Фелдштейн — открытие сериала), а Линда Трипп (Сара Полсон). После перевода из Белого дома в Пентагон уже имевшаяся неприязнь к лидеру США приобретает оттенки вендетты. Месть она осуществляет при помощи Моники — подруги по несчастью, которая быстро признается в романе с президентом. Линда видит в сердечной драме Левински шанс на свои 15 минут славы и возвращение в Белый дом: выспрашивает детали связи, записывает на диктофон и пытается слить журналистам. Параллельно развивается скандал с другим адюльтером Клинтона — неудавшейся попыткой совращения стажерки Полы Джонс (Аннали Эшфорд), которая теперь пытается подать на президента в суд. Кульминацией, разумеется, станет попытка вынесенного в подзаголовок сезона импичмента.
Формально главным трюком сериала должен был стать выход Клайва Оуэна в гриме, который действительно делает актера похожим на 42-го президента США. На деле же настоящий подвиг совершила муза Мерфи Сара Полсон. Если Оуэн и Аннали Эшфорд козыряют накладными носами, то красавицу Полсон буквально не узнать. Сходство с реальной Линдой Трипп получилось почти пугающим. И здесь остается только лишний раз поразиться эстетической прозорливости Мерфи, с хирургической точностью выверяющего подобающие случаю пределы клоунады.
Все это шоу с носами и бровями, с одной стороны, выглядит нарочито, а с другой — парадоксально работает на общий замысел. Первые серии полторы еще придется перетерпеть: все-таки сериал снят для американцев или как минимум людей хорошо знающих не только главных, но и третьестепенных действующих лиц. Зато потом действие начинает стремительно набирать обороты, а фокус истории оказывается довольно неожиданным.
Про то, как Билл Клинтон подорвал веру в Демократическую партию, в 1998 году уже был фильм Майка Николса «Основные цвета». Баллотирующегося в президенты губернатора по имени Джек Стэнтон там играл Джон Траволта в выразительном клинтоновском гриме. «Американская история преступлений» никого не обличает, а пытается разобраться в мотивациях. В итоге на первый план выходит личная драма хорошей девочки из Беверли-Хиллз Левински (сама Моника значится сопродюсером шоу). Комедийная подача и непростые обстоятельства только усиливают эффект сериала, жанр которого крайне удачно мечется между отчаянной мелодрамой и психологическим триллером. А гротеск, которым здесь наполнены все персонажи, странным образом оказывается крайне успешным способом, с одной стороны, добиться эмоционального отклика у зрителей, а с другой — сохранить уважение к прототипам главных героев и их чувствам.
Легально сериал доступен в «Амедиатеке» и на «Кинопоиск HD».
Фото: FX