В метро к внешне беззащитной Бет (Лидия Уэст) пристал хулиган — хрестоматийный настолько, будто сошел с советских (или британских) карикатурных плакатов.
Помощь неожиданно пришла от пассажирки (Долли Уэллс), вскинувшей телефон и заявившей, что ведет прямой эфир в фейсбуке (соцсети Meta признаны экстремистскими на территории РФ). Остальные пассажиры последовали примеру сознательной гражданки, Бет была спасена — и тут же предложила спасительнице (ее звали Дженис Файф) сделать интервью. Обменявшись телефонами, женщины отправились по своим делам. Бет полетела в США брать интервью у сидящего в камере смертников за убийство жены профессора криминалистики Джефферсона Гриффа (Стэнли Туччи), который коротает время, распутывая сложные дела с одобрения начальника тюрьмы (Дилан Бейкер).
Дженис в свою очередь отправилась давать частный урок сыну местного викария Бену (Луис Оливер). Сам же викарий Гарри (Дэвид Теннант) согласился прикрыть психованного служку, спрятав от его матери флешку с порно. В результате цепочки случайностей Дженис обнаруживает на флешке детское порно, устраивает истерику и угрожает вызвать полицию, чтобы арестовать Гарри и Бена. Викарий скрепя сердце сажает Дженис на цепь в подвале своего дома, а Бет вынуждена просить помощи у Гриффа, который должен спасти случайную знакомую журналистки, не выходя из камеры.
«Инсайдера» сделал дуэт, ответственный за первый (и лучший, по мнению многих зрителей) сезон «Шерлока» — сценарист Стивен Моффат и режиссер Пол Макгиган. По первой серии даже складывается впечатление, что это своеобразный «Шерлок в тюрьме». У Гриффа даже есть свой Ватсон — огромных размеров чернокожий маньяк с феноменальной памятью (Аткинс Эстимонд), работающий при Джефферсоне «рекордером». Однако чем дальше продвигается действие, тем более явно становится понятно, что амбиции сценариста простираются куда дальше сборника лучших хитов.
Прежде всего сериал феноменально выстроен: сюжет завязывается в вагоне метро, а вскоре охватывает уже два континента, причем этот головокружительный трюк выглядит совершенно естественно. Еще никогда Моффат, кажется, настолько явно не пытался запутать зрителя, не играл на таких оглушительных контрастах. «Инсайдер» постоянно сбивает с толку: временами он заходит на территорию чистой комедии, чтобы через минуту нырнуть в опустошающую драму. Этот прием уже смутил многих критиков, решивших, что сценарист то ли сошел с ума, то ли не постарался. Однако уверенность и пластичность повествования говорит о том, что Моффат просто решил зайти на новую территорию, вывернуть криминальный сюжет наизнанку, превратив его практически в трагифарс. В основе этого развлекательного детективного сериала лежит ницшеанская (или даже нигилистическая) идея о том, что только став убийцей, можно с точностью быть уверенным, кто ты такой.
В финале, согласно нынешним традициям, есть что-то вроде намека на возможность продолжения, но в принципе будет лучше, если его не будет. Кажется, что и сам Моффат ни на что такое не рассчитывал, просто сценарий оказался несколько лучше постановки, которой, пожалуй, немного недостает смелости и экспрессии. Впрочем, записывать это в недостатки не поворачивается язык, поскольку «Инсайдер», безусловно, один из лучших сериалов нынешнего и без того богатого на громкие события года.
Фото: BBC Studios