В «Камон камон» Хоакин Феникс играет западного мужчину XXI века: ручного и потерянного
Автор «Начинающих» и «Женщин XX века» Майк Миллс снял фильм о том, как разные поколения влияют друг на друга. Но это кино не о родителях и детях.
Нью-йоркский журналист Джонни (Хоакин Феникс) получает на руки девятилетнего племянника Джесси (Вуди Норман), за которым нужно присмотреть, пока его мать Вив (Габи Хоффман) ухаживает за больным биполярным расстройством мужем. У этого сентиментального фильма (в кинотеатрах с 17 февраля), временами притворяющегося документальным, есть шансы на оскаровские номинации, а также некоторое количество как плюсов, так и минусов.
Плюсы:
— «Камон камон» из тех фильмов, которые подкупают с первых же кадров. Он по-модному черно-белый и с саундтреком от Моцарта и Дебюсси до Ли «Скрэтча» Перри и Лу Рида. В музыке Майк Миллс понимает как никто — в начале карьеры снимал видео и документальные фильмы для Les Rythmes Digitales, Air, Мартина Гора и Моби — музыкантов интеллигентных и с очень хорошим вкусом;
— после «Оскара», полученного два года назад за роль Джокера, Хоакин Феникс официально превратился в главного артист артистыча, который выражает в своей работе фрустрации загнанного со всех сторон белого мужчины, еще недавно столпа общества и его главного бенефициара. В «Джокере» он показывал крайность этой загнанности, играл психическое состояние человека под беспрерывным прессингом. Роль Джонни в «Камон камон» — его следующая работа. Это, конечно, не комиксовый персонаж, поэтому Феникс демонстрирует другие нюансы характера подавленного героя. Джонни в свои под 50 одинок. Когда Вив спрашивает его, с кем он может оставить племянника в Нью-Йорке, если будет занят, Джонни впадает в ступор. И правда, когда он уже оказывается с Джесси в Нью-Йорке, он общается только с двумя коллегами, друзей или женщины нигде не видно. «Почему у тебя нет семьи?» — спрашивает его бестактный девятилетний племянник. «Бла-бла-бла», — уходит от ответа Джонни. Вернее, он даже не уходит от ответа, а имеет в виду, что вся эта болтовня о том, что нужно иметь семью — просто болтовня, потому что никакой семьи нет, тогда чего болтать? Феникс играет эту экзистенциальную неприкаянность как никто другой;
— если Феникс идеально играет кризис белого мужчины, Габи Хоффман великолепна в роли его сестры, женщины, которая решает все за больного мужа и одновременно растит еще одного маленького мужчину. Вив всегда вынуждена разруливать кучу проблем окружающих и при этом почти никогда не говорит о себе. Если и есть фильм, максимально хорошо показывающий гендерные роли в современном западном обществе, так это «Камон камон», хотя он вроде бы о другом;
— потрясающе снятый оператором Робби Райаном черно-белый Нью-Йорк, напоминающий «Манхэттен» Вуди Аллена в 1970-х;
— здесь есть хорошая, хоть и не новая мысль. Дети нам нужны в том числе и для того, чтобы помочь посмотреть на свою жизнь свежим незамыленным взглядом, а взрослые нужны детям, чтобы научить их не зажиматься и выпускать эмоции, которые они по неопытности стараются запрятать внутрь. А как мы знаем еще из «Джокера», очень вредно долго загонять эмоции внутрь.
Минусы:
— наверное, Миллс так и хотел проговорить некоторые важные для понимания происходящего вещи пунктирно, чтобы от фильма осталось некое импрессионистическое ощущение, но поразительно, как мало мы узнаем о героях на протяжении фильма. Мы знаем, что главный герой Джонни работает радиожурналистом — и больше почти ничего. О жизни Вив помимо ее хлопот с семьей тоже почти ничего не известно. Кажется, будто эти зрелые люди из плоти и крови существуют только в обстоятельствах заявленного сюжета, ни их предыстории, ни их нынешняя жизнь с ее бытом и остальными ежедневными занятиями никак не показана. Оба как будто приложения к ребенку;
— через весь фильм проходят интервью с детьми, которые записывает Джонни для своей программы. Идея расспросить детей о будущем только звучит заманчиво, на деле они за редким исключением отвечают одно и то же: «За мир во всем мире», «За все хорошее и против всего плохого» и так далее. «Камон камон» пыжится высказаться «о главном» с ничтожным выхлопом — ничего нового он нам не говорит;
— это очень сентиментальный фильм, «Оскар» такие любит, а вот зрители — далеко не все.
Фото: A-One Films