В «Крушащей машине» Скала заполняет собой весь экран и при этом невидим
Новый байопик Бенни Сафди о чемпионе по смешанным единоборствам Марке Керре помимо прочего задает вопрос, почему человек чувствует бесконечную пустоту после победы и необъяснимое облегчение после поражения. Почему так сложно просто получать удовольствие в моменты, когда все идет хорошо, и при этом так легко ценить немногое, что есть, в периоды невостребованности и одиночества?
«Крушащая машина» (в прокате США с 3 сентября, у нас фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) старается избежать одних ловушек клише жанра спортивного байопика, но попадает в другие. Как и борец Керр, фильм Сафди несовершенен, но может пару раз удивить.
Плюсы:
— Марк Керр (Дуэйн Джонсон) впервые вышел на ринг в 1997-м и не проиграл ни одного боя вплоть до 2000-го. За эти годы беспрерывных побед сфера смешанных единоборств пережила много изменений, и одно из них нам зачитывают одновременно с Керром: теперь во время боя запрещены укусы, выдавливание глаз, удары головой и коленом в лицо, но только под определенным углом. Это перечисление красноречивее любого насилия на ринге дает ясное представление о том, через что приходится пройти борцам. Неудивительно, что Керр зависим от опиоидов, приводящих его в состояние транса, во время которого с ним лучше не общаться, и это на себе испытала его подруга, а позже жена Доун (сыгравшая ее Эмили Блант уже снималась с Джонсоном четыре года назад в легком приключенческом фильме «Круиз по джунглям»). Когда Доун в очередной раз упрекает Марка в том, что он относится к ней как к «отвлекающему фактору», который мешает сосредоточиться на предстоящем бое, Керр не выдерживает и отвечает: «Но именно бои оплатили нам этот дом!», призывая мужской голос разума в столкновение с женскими эмоциями. Личная жизнь Керра даже иногда затмевает спортивную и этим напоминает «Бешеного быка» — Сафди явно и с удовольствием цитирует классику Мартина Скорсезе, потому что за последние 45 лет ни один кинематографист, снимающий фильм о спорте, не смог избежать его влияния;
— конечно, первое, что поражает в «Крушащей машине» — трансформация, причем не только физическая, одного из самых кассово успешных голливудских актеров Дуэйна «Скалы» Джонсона. Знаменитый рестлер пришел в кино громко — в небольшой, но эффектной роли без слов Короля скорпионов в «Мумии 2» (2001) и был там так обезображен спецэффектами, что его скорее можно было узнать по торсу, а не по лицу. Выбор следующих ролей, эксплуатировавших его физическую форму, сделал его Арнольдом Шварценеггером своего поколения и звездой блокбастеров. Но за 20 с лишним лет Скала явно устал смотреть, как вручения наград за актерское мастерство проходят без его участия. Роль борца Керра, в которой Скала неузнаваем из-за сложного грима, поворотная в карьере 53-летнего актера. Джонсону до сих пор мешало играть роли «обычных» людей, а не супергероев, само его огромное тело — согласитесь, с такими мышцами не позовут играть героев, которые достаются Леонардо ДиКаприо. Но в «Крушащей машине» его физическая форма такой же помогающий работе инструмент, как грим и наработанный за годы съемок опыт. В фильме есть моменты, когда необъятная шея и рельефные плечи Скалы как будто рассказывают отдельную историю, настолько они уместны и выразительны;
— сценарист и режиссер Бенни Сафди (для него это первый фильм, снятый без брата и соавтора Джоша, с которым он снял помимо прочего «Неограненные драгоценности», показавшие комика Адама Сэндлера серьезным драматическим актером) считает, что биография Керра достойна экранизации хотя бы потому, что тот стоял у истоков индустрии единоборств, которая сейчас приносит миллионы спортсменам вроде Конора Макгрегора. Поэтому «Крушащая машина» получилась грустным фильмом — как напоминание о том, что первопроходцы часто остаются ни с чем.
Минус:
— Бенни Сафди оказался гораздо худшим сценаристом, чем режиссером. Происходящему на экране, особенно в исполнении такого обаятельного персонажа, как Скала, и прекрасной актрисы Эмили Блант, не было бы цены, если бы в сценарии был прописан хоть какой-то контекст происходящих событий. Действие начинается в 1997-м, мы почти ничего не знаем о Керре и других героях до этого времени. Отношения Керра и Доун, снятые ярко и мощно, сводятся к серии вспышек и не показаны в развитии — почему эта пара вместе и что их объединяет, остается загадкой. В общем, такой простецкий подход, когда показанное на экране равно самому себе, не предлагает никакой предыстории и не показывает житейскую рутину, которая бы скрепила снятые по отдельности, как будто вырванные из общего контекста сцены, — распространенный бич современного кино. И все же обидно, что фильм заканчивается, ты осознаешь, что он сделан хорошо, и все же по-прежнему ничего толком не знаешь о его героях, поэтому забываешь о них через минуту.
Фото: A24

