В «Любви по вызову» Эмма Томпсон в поисках оргазма берет новые высоты
Есть три способа снять фильм о 55-летней учительнице, которая после смерти мужа нанимает молодого жиголо, чтобы наконец испытать оргазм.
Это может быть легкая секс-комедия положений, в которой поколенческие различия противопоставляются, чтобы высечь юмор. Или — драма в духе «Римской весны миссис Стоун» Теннесси Уильямса, показывающая бессмысленность старомодных общественных представлений о морали и их вред для по-настоящему свободного человека. Сценаристка Кэти Брэнд и режиссер Софи Хайд, видимо, уставшие от того, как мужчины показывают на экране сексуальность женщин определенного возраста, пошли по третьему пути — объединив легкую комедию с серьезной драмой с сильным перекосом в последнюю. Такой сплав редко получается удачным, но у «Любви по вызову» (в оригинале — «Good Luck To You, Leo Grande», фильм появился на видеосервисе Hulu 17 июня) есть свои плюсы.
Плюсы:
— Эмме Томпсон (на самом деле актрисе 63) давно не нужно ничего доказывать, но степень ее откровенности — и эмоциональной, и физической — здесь поражает. Ее героиня Нэнси Стокс, 31 год терпевшая секс в миссионерской позе с мужем, в самом начале фильма готовится к первому свиданию с жиголо Лео (Дэрил Маккормак) даже более тщательно, чем он. Роль запертой в начале фильма в своем теле как в клетке Нэнси позволяет Томпсон разойтись на всю амплитуду актерских возможностей. С одной стороны, застенчивая вдова твердо намерена испытать оргазм хоть раз в жизни — шансы пережить это снова в ее возрасте равны почти нулю (как она считает). С другой стороны, в отсутствие опыта Нэнси перед минетом беспомощно смотрит на молнию брюк Лео и спрашивает: «Что, я должна расстегнуть?» В общем, Томпсон тут вслед за ее героиней размазывает на экране по всему драматическому спектру, и наблюдать за этой зрелой бесстрашной работой одно удовольствие;
— это кино на двух персонажей, и любой молодой актер в роли жиголо, который должен на равных работать с Томпсон, проигрывает априори. Только не Дэрил Маккормак, который тонально выдерживает эту схватку с гораздо более опытной партнершей, ни разу не сфальшивив;
— фильм о сексуальном раскрепощении представительницы поколения за 50 вдруг превращается в перевоспитание старперши. У Нэнси в голове представления о проституции из прошлого века, причем даже не его конца. Вместо того чтобы просто повалить красавчика Лео на кровать, училка вдруг начинает выпытывать у него про проблемы, которые «довели его до такой жизни». Но у Лео все в порядке, он занимается проституцией не только потому, что ему нужны деньги. Для него проституция всего лишь еще одна работа, он предоставляет услуги, а не «скатывается на дно». В этом смысле потрясенная Нэнси получает от Лео гораздо больше, чем секс — он возвращает ее в современный мир из того замкнутого, где она жила до сих пор. К тому же у Лео вполне приличное образование — он поражает учительницу знанием слов «эмпирический» и «амбивалентный». Как тут бедной женщине, чьи дети давно выросли и зажили собственной жизнью, не поддаться материнскому инстинкту;
— самое смешное начинается, когда возраст Нэнси и Лео начинают выдавать конкретные слова. «Какое фривольное поведение», — говорит бумерша Нэнси. «Фривольно — так говорила моя бабушка», — хихикает зумер Лео. «Давай не будем про твою бабушку», — молит Нэнси, вспомнив, зачем они находятся в этом гостиничном номере;
— это фильм не столько об отсутствии оргазма, сколько об упущенных в жизни возможностях, о том, что казавшееся 30 лет назад важным оказывается ерундой, а жизнь в любом случае не сложится так, как планировал. В данном случае младшее поколение учит старшее перестать стыдиться своего тела, то есть перестать стыдиться вообще того, что естественно. В этом посыл фильма, и ему совершенно нечего возразить, да и не хочется.
Минусы:
— местами фильм, как и его героиня, удручающе наивен. Кажется, что Нэнси не 55, а как минимум 70, настолько ее представления о сексе и опыт не соответствуют опыту и воспитанию ее сверстников. Молодость Нэнси пришлась на 1980-е и 1990-е, а никак не на 1950-е, судя по ее возрасту, и полное отсутствие сексуальной жизни до или помимо брака давно не считается в ее поколении добродетелью. Поэтому эта ее боязнь секса выглядит в фильме не как добродетель, а как аномалия. Это единственный фальшивый аспект в фильме, которому гораздо больше есть, что сказать о сексе, чем у 99% голливудских картин.
Фото: Hulu